11.09.2022 12:56
Общество

Старейший разведчик России Виталий Коротков скончался на 95-м году жизни

Текст:  Николай Долгополов
На 95-м году жизни скончался старейший разведчик России Виталий Викторович Коротков.
/ Александр Щербак/ТАСС
Читать на сайте RG.RU

После долгой болезни полковник Коротков ушел сегодня в 2 часа ночи.

Мало в жизни встречалось людей таких светлых и бескорыстных. Это был человек широчайшего кругозора, безграничных знаний, высочайшей интеллигентности. Седовласый, небольшого роста, он был красив редкой мужественной красотой. На его долю выпало немало испытаний, редкие поражения чередовались с важными для безопасности страны победами.

Виталий Викторович, 1927 года рождения, добровольцем пошел на фронт в 16 лет. И сразу Курская дуга. Порой удивлялся - как выжил. В 1945-м ждал демобилизации, но началась война с Японией. Увешанный боевыми орденами молодой офицер закончил Московский юридический институт.

И был приглашен во внешнюю разведку. Сначала, как и подобает новичку, разбирал архивы. И 50 лет спустя рассказал мне о деле Ольги Чеховой, которую многие считали советской разведчицей. Виталий Викторович рассеял заблуждения, поразив в свои уже за 90 феноменальной памятью. Он чуть не по дням, по точным числам приводил многочисленные эпизоды, свидетельствующие: нет, не была никогда Чехова нашей разведчицей, услуг не оказывала. И в марте 1953-го архивную папку со скудными материалами по его представлению уничтожили.

Виталий Коротков был принципиален. Получил вызов к приглядевшему его Павлу Судоплатову и сделал все, чтобы избежать работы с ним после вопроса генерала: "А человека убить сразу и без разговоров сможете?". Не в этому была суть разведки, что прошедший две войны фронтовик Коротков понял, только переступив порог здания на Лубянке.

С улыбкой называл себя "немцем". Жизнь в разведке сложилась так, что, работая в немецком отделе, четыре раз выезжал в продолжительные командировки в Австрию и в Германию. Был и вербовщиком, и аналитиком. А еще из-под его пера выходили очень хорошие статьи.

Анатолий Яцков: кто, рискуя головой, добывал секреты атомной бомбы

В 1955 году на связь Короткову был передан в ФРГ ценнейший источник. Хайнц Фельфе. Этого человека называют "немецким Филби". Как и Ким Филби, Фельфе был одним из руководителей разведки - западногерманской. В 1961-м Фельфе был арестован. Пришлось покинуть страну и Короткову. Некоторые полагали, что на этом карьера с активной оперативной работой закончилась. А он благодаря своим способностям, многосторонности, энциклопедическим знаниям был принят в Управление, которым руководил замечательный разведчик - генерал-майор Иван Иванович Агаянц. До сих пор название этого Управления засекречено. И трудился так, что вскоре снова наступил период активной деятельности за рубежом.

В своей небольшой уютной квартире, где все бумаги были разложены по аккуратным файлам, а у каждого документа было свое обозначенное место, Виталий Викторович тихим, глуховатым голосом рассказывал мне о славных делах дней минувших. Он помнил абсолютно все. Был настоящей живой энциклопедией. Однажды понадобилось узнать о летней Олимпиаде 1936 года, проходившей в гитлеровской Германии. И Виталий Викторович выложил редчайшие подробности.

Его очень трогала судьба Хайнца Фельфе. И Коротков делился воспоминаниями. В них не было оперативных эпизодов. Зато сколько благодарности к другу, отсидевшему в тюрьме за преданность и помощь нашей стране. Полковника волновало, что подвиг Фельфе, быть может, недооценен, не раскрыт…

Он был прекрасным и исключительно деликатным консультантом для журналистов, пишущих на сложную тему. Встречи с ним в Пресс-бюро Службы внешней разведки открывали глаза на многие сложнейшие эпизоды.

Отказывали ноги, но Коротков все равно наматывал шаги, борясь с болью. Последнее время редко выходил из дома. Болезнь приковывала. А он много читал, общался со старыми друзьями по компьютеру. Интересовался всем. Звонил по телефону, спрашивал о вышедших книгах. Одна из них так и осталась им непрочитанной…

Гости Московской книжной ярмарки встретились с героем бестселлера Николая Долгополова
Утраты