Когда все замирает от ужаса
Начнем с того, что пророк Иоанн Предтеча не просто святой: Иисус считал его величайшим из людей, когда-либо живших на земле. А Евангелие называет пророка Иоанна гласом Божьим, готовящим людей к встрече со Христом. Отсюда имя - "Предтеча", буквально, "человек, готовящий условия для появления чего-то нового, предшественник". Это пророк Иоанн крестил Иисуса - мы отмечаем событие 19 января как праздник Крещения Господня, - поэтому Предтечу называют еще Иоанн Креститель. Теперь вспомним, что в Церкви днем памяти святых всегда является не день их появления на свет, а день их смерти - то есть день рождения в вечность.
Кроме того, учтем: мы привыкли воспринимать слово "праздновать" как синоним слову "радоваться", а ведь смысл слова шире - "оставаться без дела". Но быть праздным, то есть не выполнять обычных житейских дел, можно не только тогда, когда душу захлестнула радость и уже не до обычных забот. Это может случиться и потому, что руки опустились от горя, и все замирает от ужаса. Именно таков день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Обычно в Церкви все праздники сопровождаются отменой поста, который бывает накануне как подготовка к событию. А вот на Усекновение главы строгий пост в сам праздничный день. Настолько строгий, что в дореволюционной России "на Усекновение главы" даже закрывали винные лавки - день не просто трезвости, но трезвления, полной ясности ума. С одной стороны в память о великом аскете Иоанне Предтече. С другой - подчеркивая, что именно необузданные страсти стали причиной трагедии, развернувшейся около 30 года после РХ в Иудее.
Хотя нет, масштаб произошедшего не измеряется временем и географией: Усекновение главы праведника было не просто трагедией, но вопиющим, зримым торжеством наглого, вызывающего зла, абсолютного зла. Именно поэтому история эта живет в веках. Именно из-за этого вселенского масштаба произошедшего, историю надо вспоминать каждый раз, когда нам начинает казаться, что зло берет верх, нагло торжествует! Кстати, из-за этой зримости сюжет Усекновения главы Иоанна Предтечи веками притягивал великих художник - Рубенс, Караваджо, Тициан, Гвидо Рени, Рембрандт… Эти работы мы использовали при создании нашего видеоролика к этому тексту.
Вот чувственная пляска соблазнительной Саломеи, вот разгоряченные гости правителя Ирода Антипы, в возбуждении вскакивающие с мест, где возлежали во время пиршества, вот сам властитель Ирод Антипа, в угаре рвущийся к падчерице: "Проси, что хочешь! Хоть полцарства!" И голова пророка на блюде - странное желание юной танцовщицы, высказанное по наущению матери, Иродиады, злорадно торжествующей за кадром жуткого сюжета. Несправедливая смерть праведника, никогда не призывавшего к насилию, только к покаянию.
Не бунт, а покаяние
Но что мы знаем о жизни величайшего из людей? Иоанн Предтеча родился за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Мать Иоанна Елизавета и Мать Иисуса приходились друг другу родственницами. Родители Иоанна были старыми, когда Господь послал им сына. По милости Божьей ребенок избежал смерти среди тысяч детей Вифлеема во время избиения младенцев, устроенного по приказу Ирода I Великого - отца того самого Ирода Антипы, который через тридцать лет отдаст приказ отсечь пророку голову.
Родители Иоанна умерли, когда он был маленьким, и Предтеча воспитывался в одной из религиозных общин в пустыне. Известно, что пророк носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, питался диким медом и акридами (вид саранчи), много молился. Когда Иоанну исполнилось тридцать, Господь призвал его к пророческому служению. Главная задача Иоанна Крестителя была подготовить людей к принятию Спасителя, призвав их к покаянию, указать, Кто Он. Иоанн Предтеча проповедовал, говоря: "Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым". Во время одной такой проповеди на реке Иордан Иоанн встретил Иисуса, по наитию Святого Духа узнал в Нем Сына Божьего и крестил Его.
Крещением Иисуса в реке Иордан пророк Иоанн завершил главное предназначение своей жизни. С этого момента он начинает бесстрашно обличать людские пороки, не делая разницы между тем, простой это человек или власть имущий. Нет, пророк Иоанн не был революционером, он не поддерживал экстремистские настроения тех, кто искал вожака, готового поднять бунт против ненавистных римских властей Иудеи. Он призывал не к внешним подвигам, а к внутренним победам - над своим грехом, своей несвободой ему.
Как пишет историк Иосиф Флавий, Иоанн учил иудеев "вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными в отношении к Предвечному". Тем, кто спрашивал Иоанна, как жить по правде Божьей, пророк отвечал: "У кого две рубашки, пусть поделится с неимущим, у кого есть пища, пусть поступит так же". Предтеча не отделял веры от милосердия. Он не требовал от солдат, чтобы те бросали службу: "Никогда не насилуйте, не вымогайте, не делайте доносов и довольствуйтесь своим жалованьем". Даже презренным сборщикам налогов он не запрещал заниматься их делом, главное - не "взыскивать больше положенного". Праведность Иоанна вызывала уважение даже у тех, кого он обличал. Евангелие сообщает: правитель части Иудеи Ирод Антипа охотно и сочувственно слушал пророка.
Голова на блюде - в подарок
Ироду Антипе было в чем каяться. Человек не столь алчный и жестокий, как его начальники император Тиберий и прокуратор Понтий Пилат, Ирод Антипа был и вменяемым, и осторожным. Раб более понятных удовольствий, он любил застолье, беседы, зажигательные танцы. Была у него еще одна слабость по имени Иродиада. Святой Иоанн Златоуст считал: боязнь потерять обольстительницу и стала причиной того, что отнюдь не кровожадный, и даже по-своему симпатизирующий пророку, Ирод Антипа отдает приказ отсечь Иоанну голову. Приказ, который потом его мучил, лишая покоя и сна.
С Иродиадой другая песня. Иродиада полагала, что ей не повезло: законным супругом тщеславной распутницы был лишенный наследства сын Ирода Великого Ирод Филипп, приходящийся ей дядей. Статус мужа не устраивал прелюбодейку, и в один из приездов к Филиппу его родного брата Ирода Антипы Иродиада его соблазняет. Видя коварство Иродиады, законная жена Антипы, дочь царя Набатеи Ареты IV, бежит к отцу, а Иродиада воцаряется во дворце Ирода Антипы.
В глазах иудеев такое прелюбодеяние было мерзостью, но только Иоанн Креститель решился прямо обличать кровосмешение. Предтеча не переставал упрекать Ирода и после того, как тот заточил его в крепость. Чувствуя благосклонность Ирода к пророку, коварная Иродиада искала повод разделаться с Иоанном.
Однажды на пиру в честь дня рождения Ирода Антипы дочь Иродиады Саломея танцевала для дяди. "Проси что хочешь! Полцарства?!!" - разгоряченный чувственной пляской и вином, Ирод Антипа был не в себе. "Голову пророка!" - ну не дикая ли просьба для юной танцовщицы? И мог ли Ирод Антипа в угаре, да при гостях, отказать упорно стоящей на своем падчерице? Говорят, когда Саломея принесла на блюде своей матери долгожданный подарок, Иродиада в злобе исколола язык пророка - так, наверное, колола ее правда обличительных слов святого...
Суд Божий совершился над всеми участниками преступления - Иродом, Иродиадой, Саломеей - еще при жизни. Саломея, переходя зимой реку, провалилась под лед, сдавивший ее так, что тело висело в воде, а голова находилась над поверхностью. Течение реки было сильным, и подобно тому, как Саломея некогда плясала ногами по земле, теперь она, уже мертвая, словно в безумном танце, производила пугающие движения в холодной воде. Так красавица висела до тех пор, пока острой льдиной ей не перерезало шею. Тела Саломеи не нашли, Ироду с Иродиадой принесли только голову несчастной. Позже погибли и эти двое - во время землетрясения они были поглощены разверзшейся землей. Имена всех троих - символ безумия греха.
Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает: в ограниченном отрезке времени зло может не просто одержать победу, но и нагло торжествовать, попирая все человеческие и Божьи законы. Но стоит раздвинуть временные рамки, так, чтобы появилась историческая перспектива, и мы увидим, как всеобъемлющий духовный закон, сформулированный Божьими заповедями, работает. Мельница Господа мелет медленно, но верно.