12.09.2022 18:14
Кинократия

"Три тысячи лет желаний": аттракцион чудес Джорджа Миллера

"Три тысячи лет желаний": аттракцион чудес Джорджа Миллера
Текст:  Шамиль Керашев
В бесчисленных лавках, лавочках и лавчонках Стамбула можно, как известно, купить, что угодно - от недорогой кожгалантереи до бутылки, где томится джинн с внешностью Идриса Эльбы. Колдовской стеклотарой обзавелась учёная англичанка Алитея Бини (Тильда Суинтон), которой могущественный дух традиционно предложил исполнить три желания.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Три тысячи лет желаний"

Впрочем, Алитея - почти как Волька Костыльков. По её мнению, удовлетворить свои потребности современный человек способен самостоятельно - пусть не благодаря советской компартии, но, по крайней мере, благодаря науке. Зато Бини в силу профессиональной деформации - будучи всемирно уважаемым нарратологом-фольклористом - жуть до чего любит слушать байки, и на таковые древний марид, конечно, чрезвычайно богат. Например, про Сулеймана ибн Дауда знает гораздо больше, чем наш скромный Хоттабыч.

Официально: в новых "Ёлках" не будет Урганта и Светлакова

Сюжет только кажется беспроигрышным, а на самом деле его было бы совсем легко испортить. Попади он в руки какого-нибудь ремесленника-мелодраматурга, получится невыносимая сахарная вата с претензией; отдай его модному инди-режиссёру и попробуй потом не засни от скуки. К счастью, синопсис достался Джорджу Миллеру, чьи хиты всегда и авторские, и абсолютно зрительские - вне зависимости от того, снимает он немногословный боевик-постапокалипсис, семейную комедию про милого поросёнка или, как сейчас, говорливое романтическое фэнтези.

Главное, Миллер умеет рассказывать истории, а "Три тысячи лет желаний" - как раз и есть дивная коллекция историй. Из номера стамбульского отеля мы за секунду переносимся в Аравию времён царицы Савской, оттуда - в роскошный дворец османского султана Сулеймана. Потом ещё куда-то и куда-то ещё - неважно, в принципе, куда, поскольку во все времена и эпохи женщины по кому-то сходили с ума и в ком-то разочаровывались и плели интриги и кого-то предавали и запросто пользовались магией для достижения целей.

Если искать во всём какой-то смысл, то фильм, наверное, можно назвать феминистским манифестом: почти всю дорогу джинн только тем и занят, что самозабвенно прислуживает прекрасному полу. С другой стороны, утилитарное - а порой и откровенно беспощадное - отношение женщин к темнокожему рабу бутылки наводит на пикантно неоднозначные выводы; ближе к финалу становится понятно, кому тут в действительности нужна эмансипация - и это не белая госпожа. Но, в любом случае, какая разница, коль скоро гораздо важнее форма. Каждая из новелл написана витиеватым языком восточных сказаний, укутана в пёстрые ковры, пропитана ароматом благовоний, подсвечена волшебным фонарём.

Пользователи утопили трейлер "Русалочки" в дизлайках

Да, на экране упоительно, завораживающе красивая картина - иногда на грани китча, какой и должна быть стилизация под старый Голливуд. Грандиозный визионер Джордж Миллер здесь не столько кулинарит "аутентичную турецкую халву", сколько воссоздаёт павильонный миф о ней - пышными декорациями гаремов, диковинными нарядами, размашистой полифонией саундтрека или CGI-спецэффектами, замаскированными под практические. Настоящее чудо, разумеется, не в том даже, что "Желания" добрались до российского проката, а в том, что такой кинематограф сейчас кто-то ещё делает.

Оценка - 4.5 из 5

Рецензии