Судно стало первой ласточкой по модернизации рыбопромыслового флота самого западного эксклава страны. Оно поможет поддерживать высокий уровень добычи и обеспечивать рыбой не только Калининградскую область, но и другие регионы страны.
Сегодня калининградские рыбаки, по информации регионального правительства, выбирают до 98 процентов квот на вылов водных ресурсов. Ежегодно они вылавливают 250 тысяч тонн рыбы, из которых 200 тысяч тонн приходятся на Атлантический океан, 50 тысяч тонн - на Балтийское море, Калининградский и Куршский заливы. Основной улов составляют килька, балтийская сельдь, камбала, лещ и судак. Такие объемы значительно покрывают внутренний потребительский спрос. Кроме того, рыбу из Балтийского моря активно поставляют в другие регионы России и импортируют за рубеж.
Несмотря на внушительные объемы добычи, рыбопромысловый флот Калининградской области не обновлялся со времен Советского Союза. "Всеслав" в этом отношении стал настоящим прорывом.
- Мы первые в стране, кто построил судно такого типа и класса и уже вывел его на промысел, - рассказал директор компании-заказчика Денис Парфенюк. - Наш траулер может перевозить в три раза больше рыбопродукции, чем старые модели аналогичных судов. Высокое качество продукта обеспечивает специальная система охлаждения, когда рыба из моря наливом попадает в специальные емкости, установленные в трюмах.
Что интересно, технологический цикл по строительству траулера впервые за тридцать лет удалось полностью реализовать на территории Калининградской области. Региональная компания разработала проект, строили судно на верфях в городе Светлый, а заказчиком выступил один из лидеров региона по рыбодобыче в акватории Балтийского моря. Всего наливные танки "Всеслава" способны перевозить до 200 кубометров свежевыловленной рыбы. На борту траулера есть и свой разделочный цех. В рейсе судно может автономно находиться до десяти суток. В строительство траулера инвесторы вложили более 260 миллионов рублей. На заводе-изготовителе рассказали, что "Всеслав" полностью отвечает требованиям Российского морского регистра судоходства и экологической безопасности. Одна из особенностей новинки рыболовного флота - возможность быстрого переоборудования под разные нужды. Однако его основное предназначение - круглогодичный лов и транспортировка улова наливом в охлажденном виде на берег.
Развитие регионального судостроения, по мнению экспертов, позволит Калининградской области справляться с новыми экономическими вызовами на фоне антироссийских санкций и целого ряда сухопутных транзитных ограничений. Для этого в регионе создали судостроительный кластер, объединивший более сорока предприятий, образовательных и исследовательских учреждений. В ближайшее время ему должны присвоить статус промышленного и включить в федеральный перечень минпромторга.
- Судостроение и судоремонт - это традиционные отрасли промышленности для Калининградской области. На протяжении десятилетий здесь складывалась мощная производственная база, научная школа и инжиниринговые центры, - пояснил заместитель председателя областного правительства Дмитрий Кусков. - Сейчас в этих отраслях работает порядка ста предприятий, где трудятся более шести тысяч калининградцев. Это около двух процентов от всех рабочих мест в региональной экономике и 13 процентов - от занятых в обрабатывающей промышленности. Сегодня предприятия судостроительной отрасли стараются сохранить специалистов и рабочие коллективы даже в условиях сильного санкционного давления.