12.09.2022 23:38
Экономика

"Газификация играет такую же примерно роль, как строительство железных дорог в ХIХ веке": Георгий Бовт - о том, почему излишки газа важно использовать для потребления внутри России

Текст:  Георгий Бовт (политолог)
Российская газета - Федеральный выпуск: №204 (8852)
Страны Евросоюза с начала 2022 года сократили импорт российского газа на 48%. Годом ранее газпромовская доля в европейском потреблении составляла 40%, сейчас она сократилась до 9%. Вполне возможно, скоро и 9% превратятся в ноль. Экономической логики в этом, конечно, никакой, однако отнюдь не экономика рулит сегодня нашими отношениями с Западом.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня по телевизору много говорят о том, как Европа замерзнет зимой без российского газа. Даже сняли "вирусный" ролик на эту тему. Хотя снимали в Красноярске, и многие там возмутились кадрами "газового апокалипсиса", поскольку сам город в общем-то не газифицирован. И, наверное, стоит уже отвлечься от живописания того, "как им там будет плохо" и сделать акцент на том, как нам всем станет хорошо, когда мы переключим "лишний" газ на собственное потребление. Поскольку переориентировать весь европейский экспорт на восток быстро не получится - для этого просто пока нет инфраструктуры.

Уровень газификации в нашей стране уже 72%, но в некоторых регионах недотягивает и до 20%

Уровень газификации нашей страны уже вполне приличный - 72%. Это намного выше, чем в Германии (47%), Франции (38%) и Испании (32%). Но у нас и климат не испанский. Проблема еще и в том, что газификация страны крайне неравномерна: ряд регионов недотягивает даже до 20%. Тогда как дюжина регионов газифицирована на 100% (к 2025 году таких будет 35). Недавно сам президент удивился количеству школ, которые отапливаются без газа, поручив "проработать вопрос". И действительно, в 6143 школах - 1224 городских и 4919 сельских - нет центрального отопления.

С началом в прошлом году работы программы газификации страны дело начало двигаться. До 2025 года предстоит провести газ в дома в уже обеспеченных газом населенных пунктах - подключат 3,2 млн домовладений. А к 2030 году надо достичь уровня газификации страны в 83%. Но теперь у некоторых возникают сомнения: а не ударит ли резкое сокращение экспорта по финансированию программы газификации России? При том что с середины 2000-х "Газпром" сумел потратить на развитие экспортной инфраструктуры более 140 млрд долларов. Только с 2015 по 2020 год "Газпрому" удалось заработать больше 2 трлн рублей на экспорте, тогда как на газификацию пошло лишь около 209 млрд рублей. Сейчас сама по себе сумма 1,2-1,3 и даже 1,7 трлн рублей (до 2025 года), направленная как на догазификацию (480 млрд), строительство внутрипоселковых газопроводов (259 млрд), газопроводы-отводы (246 млрд) и т. д. - для "Газпрома" вполне подъемная. Но это исходя из его текущих огромных доходов.

Почему попытка ЕС ввести "потолок" цен на газ из России - нерабочая идея

По некоторым расчетам, сокращение доходов от экспорта газа в Европу может привести к падению доходов российского бюджета на 400 млрд рублей в год, в результате чего инвестиции в газовый сектор до 2030 года могут упасть примерно на 41 млрд долларов. А газовый монополист может пойти на замораживание ряда скважин или сжигание невостребованного газа. В этом году снижение добычи уже составило около 13%. Лишний газ не пошел в регионы, нет достаточной инфраструктуры и платежеспособного спроса.

А из ряда регионов на этом фоне приходят вести о задержках с продвижением программы газификации, которая во многом остается в ответственности еще и региональных властей - они должны представить соответствующие программы, решить задачу строительства магистральных газопроводов и т.д. Но медлят, так что местами потребовалось даже вмешательство прокуратуры. Возможным тормозом также является высокая стоимость газового оборудования: цена работ внутри домовладения составляет от 65 до 85 тыс. руб. Может, надо еще больше денег на газификацию? Может, нужно увеличить "федеральную составляющую", в том числе социальную?

Государство могло бы финансировать работы, которые лежат на плечах регионов или домохозяйств

В июле государство изъяло 50% прибыли "Газпрома", заблокировав выплату дивидендов на 1,24 трлн руб. Мол, нецелесообразно, не те времена. Тогда некоторые в поисках оправдания указывали на то, что эти деньги частично могут пойти на программу газификации. Однако этим предположениям, кажется, противоречит решение совета директоров "Газпрома" от 30 августа все-таки выплатить (впервые в истории) рекордные промежуточные дивиденды за первое полугодие в размере все тех же 1,2 трлн руб. Прозвучало и такое обоснование: работы по догазификации идут ударными темпами, в августе газораспределительные организации выполнили на 65% работ больше, чем в предыдущем месяце, все цели по догазификации регионов будут выполнены к 2025 году, как и планировалось.

Георгий Бовт - о перспективах сотрудничества России с Вьетнамом в сфере электронной промышленности и будущей многолетней технологической гонке

Для еще большего ускорения можно предложить еще ряд мер. В частности, увеличить "социальную составляющую" программы, отказавшись от "бухгалтерского подхода", когда программа зависит прежде всего от финансового благополучия "Газпрома", которое нельзя гарантировать в прежних объемах в условиях резкого падения экспорта. Надо этот нацпроект отвязать от "Газпрома". Ведь то же решение о промежуточных дивидендах отражает благополучную картину первой половины года, а как будет дальше? Государство также могло бы взять на себя полностью финансирование тех работ и даже установку оборудования (возможно, в долгосрочную рассрочку или под льготный кредит), которые лежат на плечах регионов или домохозяйств. Далее, возможно, придется ставить вопрос об ограничении тарифов на газ для населения (которые за последние лет 15 подорожали раз в десять).

Газификация играет такую же примерно роль, как строительство железных дорог в ХIХ веке. Или проведение интернета в веке нынешнем. Мультипликационный эффект для регионов и благосостояния граждан столь огромен, что его трудно точно оценить. Но достаточно проехать по российской провинции, чтобы увидеть: там, где иные города процветали, пока главными транспортными артериями были реки, то они же стали неумолимо приходить в упадок, от которого не оправились до сих пор, если их в свое время обошла железная дорога. Так и с газом.

Губернатор Лимаренко: Сахалин первым в России обеспечит 100-процентную газификацию жилья
Нефть и газ