Дело в том, что в 1993 году британское правительство освободило суверена от налоговых выплат при наследовании частных активов от почившего монарха, объяснив это тем, что король или королева не работают и не торгуют, из-за чего не могут увеличивать свое состояние. Многомиллионный налог, по мнению тогдашних властей, с годами вконец разорит монаршее семейство и "раздробит" на кусочки их состояние.
К слову, нынешнего короля бедняком можно назвать с натяжкой: после смерти Елизаветы II он получил от матери завидное наследство, состоящее из шотландского замка Балморал и Сандрингемского дворца, многомиллионных коллекций произведений искусства и почтовых марок, а также пакета акций британских компаний, оцениваемого в 110 миллионов фунтов. Однако главным пунктом в негласном завещании королевы стало герцогство Ланкастерское. На протяжении многих лет именно оно было основным личным источником дохода монарха и позволяло откладывать деньги "на черный день". По разным данным, годовая прибыль от многочисленных земель и объектов недвижимости, входящих в состав герцогства, составляла от 17 до 24 миллионов фунтов стерлингов. Этими деньгами монарх волен распоряжаться на свое усмотрение, часть из них зачастую идет на расходы, которые не покрывает суверенный грант, выплачиваемый государством на содержание августейшей семьи.
Помимо уже упомянутой частной собственности монарха, существует огромная часть владений, которая принадлежит ему лишь номинально, а по факту находится в распоряжении отдельного холдинга под названием "Собственность короны". Все доходы от этого имущества капают не на счет короля или королевы, а в государственную казну. Средства от проданных билетов во дворцы и музеи, сувениры, прибыль от сельскохозяйственных угодий и т.д. неплохо пополняют бюджет страны. Однако не безвозмездно: от того, сколько короне удалось "заработать" за год, зависит сумма выплаты под названием "суверенный грант" - доля монарха в королевском "бизнесе". Ранее Виндзорам перечисляли 15 процентов от доходов "Собственности короны", но выплаты неустанно растут и сейчас составляют 25 процентов. Так, в прошлом году Елизавета II получила суверенный грант в размере 87,5 млн фунтов. Получается, официально каждый британец потратил на королевскую семью чуть больше фунта - казалось бы, смешные деньги, но не все так просто.
Эта сумма покрывает расходы на официальные визиты монарха и другие мероприятия короны, из нее же оплачивают работу прислуги, коммунальные услуги, реставрацию Букингемского дворца и пополнение шкатулки монарха практически бесценными украшениями. Неудивительно, что многих британцев возмущает: миллионы фунтов из казны уходят на сомнительные нужды в виде роскошного образа жизни монарших особ, которые даже не участвуют в политической жизни страны. Эксперты спорят, окупаются ли затраты на Виндзоров с помощью туризма и дохода от "Собственности короны", однако недовольство с годами лишь увеличивается.
В защиту короля стоит сказать, что, будучи еще принцем Уэльским, он на добровольных началах платил налог на прибыль от герцогства Корнуолл, которое сейчас перешло в собственность сына монарха принца Уильяма и его супруги принцессы Кэтрин. Жест доброй воли Его Величество позаимствовал у матери - Елизавета II жертвовала в казну деньги с доходов от герцогства Ланкастерского. Так что не стоит исключать, что стратег Карл, желающий подчистить репутацию в народе, в итоге пойдет против правил и все же заплатит налог на унаследованное имущество, существенно пополнив госбюджет Британии.
Церемония прощания с Елизаветой II