14.09.2022 10:17
Культура

Павел Крашенинников: Движущей силой империй является экспансия

Текст:  Борис Ямшанов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №206 (8854)
В редакции "РГ" состоялась презентация новой книги Павла Крашенинникова "От племени к империи. Возникновение русского государства и права".
Читать на сайте RG.RU
В "РГ" состоялась презентация новой книги депутата Госдумы Павла Крашенинникова "От племени к империи"

Автор хорошо известен читателям как председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, председатель Совета при президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, сопредседатель Ассоциации юристов России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России. Он не раз выступал на наших страницах с комментариями важнейших принятых законов, автором которых во многих случаях является сам.

В частности, благодаря его инициативе и участию была принята дачная амнистия, сроки которой продлеваются из года в год. Теперь на слуху гаражная амнистия, закон о ней принят и действует, но готовится еще один - об особенностях приватизации в гаражных кооперативах, где помимо машино-мест есть и общее имущество - дороги, мойки, пункты техобслуживания. Предположительно, закон может быть принят этой осенью.

Крашенинников известен также как автор серии книг и научных трудов по истории мирового и отечественного права. Его книги посвящены древнему праву Шумер, Вавилона, Древней Греции, Римской империи и Византии, а также европейской юстиции, получившей название континентального права. Он приводит историю взлета и упадка Римской империи, а затем и Византии, и приходит к выводу, что движущей силой империи является экспансия, покорение все новых земель, а ее главной идеей - мировое господство. Рим "на семи холмах" владычествовал, пока не были захвачены все известные пространства Старого Света. Когда покорять стало больше нечего, империя начала увядать. Высокая цель "Римского мифа" сменилась примитивным лозунгом "Хлеба и зрелищ!". Попытки удержать власть с помощью грубого принуждения и жестоких законов не смогли уберечь империю от краха, она пала под ударами варваров. Невольно приходят на ум аналогии сегодняшнего дня, когда новоявленный "Град на холме" грубо попирает нормы права, навязывая миру свои "ценности" и юрисдикцию ради своего господства.

Книга посвящена тысячелетней истории развития нашего государства и права, начиная с тех времен, когда восточнославянские племена объединились в древнерусское государство, получившее название Киевская Русь. Рассказ ведется на фоне исторических событий эпохи, с именами и деяниями ее творцов. К первым актам, проложившим дорогу к праву, автор относит договоры с Византией, заключенные "вещим Олегом" и сыном Рюрика князем Игорем, перенесшими столицу древних русов в Киев. Эти международные акты содержали в себе элементы уголовного, гражданского, наследственного права. Так на смену привычкам и обычаям, заменявшим законы, стали приходить правовые нормы.

Патриарх Кирилл: Россия продолжает свое по-настоящему суверенное историческое бытие

Автор повествует, как шло собирание страны в единое целое, сильный толчок которому придало принятие православия и крещение Руси князем Владимиром. Как появился первый сборник российских законов - "Русская правда" Ярослава Мудрого. Он был принят, кстати, еще в Великом Новгороде, где князь правил до переезда в Киев. Киевская Русь считается государством, но фактически это была скорее конфедерация, союз отдельных княжеств, объединявшихся родственными связями вождей - все выходили, как говорится, из одного гнезда. Такое устройство нередко приводило к взаимному недоверию и вражде, доходившей до вооруженных столкновений и предательства. Киевский князь Святополк убил своих названных братьев, включая причисленных позднее к лику святых Бориса и Глеба, и захватил их земли. Видя это, Ярослав Мудрый и пришел с дружиной из Новгорода в Киев и покарал братоубийцу. Но постоянная чехарда с переходом власти и перемещением князей по старшинству из одного княжества в другое довела Киевскую Русь до распада сначала на 11 вотчин, от Новгородской до Галицкой, а затем и вовсе на 50 мелких княжеств, не сумевших противостоять татаро-монгольскому нашествию.

На картине Ивана Билибина Ярослав Мудрый держит Софийский собор и "Русскую правду". / Wikipedia

Автор считает, что монгольское иго не просто затормозило развитие Руси. Оно стало той развилкой, которая, выражаясь современным языком, предопределила евразийский путь страны. Настоящее русское государство начало складываться с появлением Московского царства Ивана III, к которому понемногу стали вновь прирастать русские земли. В итоге возникла и расцвела великая русская империя Петра I и Екатерины II и их последователей. В книге уделяется большое внимание развитию христианства в России и той роли, которую сыграло православие в судьбе нашего народа. Именно через церковное право и обряды на Русь шла письменность и византийская культура - высшая на тот период. Ведь в те годы в дремучих германских лесах еще обитали варвары, которые и разорили Рим, разрушили его архитектурные творения. Население Северной Европы не владело латынью, чтобы читать церковные тексты и приобщаться к культуре. А русичи, благодаря греческим подвижникам Кириллу и Мефодию, давшим славянскую письменность, стали постигать плоды передового развития Византии на понятном для них, родном языке. Поэтому Русь до порабощения ее монголами была более просвещенной и образованной, чем Европа.

В презентации приняли участие видные правоведы и историки, успевшие познакомиться с новой книгой. В их числе - профессор Виктор Блажеев, ректор МГЮУ им. Кутафина, сопредседатель Ассоциации юристов России, заслуженный юрист РФ. Свое одобрение книге высказал ученый-правовед из Екатеринбурга, возглавляющий кафедру гражданского права в Уральском ГЮУ и Уральский филиал Российской школы частного права, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Бронислав Гонгало. Главный редактор издательства "Бомбора" Рамиль Фасхутдинов поддержал коллег в оценке книги как серьезного научного труда. На основе глубокого анализа событий, отмечали они, автор возвращает к жизни многие знаковые, но забытые имена и страницы прошлого.

В числе таких имен правоведы называли Юрия Крижанича, которого многие считают предтечей реформ Петра Великого. Хорват, живший в России, был приближен ко двору Алексея Михайловича, но потом по наветам недругов был сослан в Тобольск, где прожил 16 лет. Там он написал свои лучшие работы, в которых говорил, что будет смута в государстве, если оно не упрочено благими законами, что вопрос стоит так: не страна для власти, а власть для страны. Труды Крижанича оказали огромное влияние на учителей Петра I. И таким образом он трансформировал свои знания и умения, чтобы тот совершил свой исторический прорыв. А сам Крижанич после тобольской ссылки уехал и погиб в бою, сражаясь за освобождение Вены от турок-османов. Автор называет также имена Гавриила Державина как несгибаемого поборника законности и правды, императора Павла I с его хотя и не реализованными, но прогрессивными замыслами.

Казалось бы, давно известные факты, если смотреть на них под углом развития права, обретают неожиданное звучание. Такой синтез юриспруденции и историографии придает книге почти осязаемую достоверность.

На картине Ивана Билибина Ярослав Мудрый держит Софийский собор и "Русскую правду". / Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов
Литература История