Но нехватка доноров - только одно из проявляющихся последствий старения немецкого общества. Свежая кровь очень нужна сейчас Германии не только в прямом, но и в переносном смысле. В стране остро не хватает квалифицированных специалистов, что создает прямую угрозу немецкой экономике. Согласно результатам опроса, проведенного мюнхенским Институтом экономических исследований, с этой проблемой сталкивается 87 процентов немецких предприятий. "Нехватка квалифицированных сотрудников и вообще сотрудников - это, наряду с нехваткой сырья и энергии, третья угроза для Германии как промышленного центра", - говорит Райнер Кирхдёрфер, глава Фонда семейных предприятий, по заказу которого проводился опрос.
Издание Suddeutsche Zeitung указывает на то, что помимо основной, демографической, причины свою роль в возникновении кадрового дефицита сыграли также цифровизация и переход на возобновляемую энергетику. Внедрение цифровых технологий, с одной стороны, автоматизирует многие процессы и ведет к сокращению рабочих мест, но, с другой стороны, резко возрастает потребность в IT-специалистах. Примерно та же ситуация и с энергопереходом - сокращаются места в традиционной энергетике и связанных с ней предприятиях, но при этом возникает нехватка рабочих рук на растущих производствах ветрогенераторов, солнечных батарей или, например, аккумуляторов. Поскольку трудоспособная часть населения стареет и становится все меньше, новых специалистов в необходимом количестве взять попросту негде.
"В Бранденбурге по меньшей мере в 44 профессиональных сферах не хватает безработных, чтобы занять имеющиеся вакансии", - сообщает телерадиоканал RBB, указывая на то, что еще пять лет назад таких проблемных профессий в федеральной земле насчитывалось всего 16. Хуже всего ситуация с персоналом для домов престарелых - на 100 вакансий здесь приходится всего 23 претендента. Но и в других сферах ситуация немногим лучше. Не хватает специалистов по мехатронике и энергетической технике, фармацевтов и медиков, рекламщиков и маркетологов. Нет даже обычных продавцов, которых еще недавно было в избытке.
"Утром вы окажетесь перед закрытым детским садом, потому что никто не смог заменить двух заболевших воспитателей. Тем временем сломавшееся у вас дома отопление никто не починит, потому что сантехник один и перегружен работой. И вот вы сидите с ребенком в холодной квартире и ждете посылку, которая не приходит, потому что доставщиков тоже нет" - примерно так описывает перспективы Süddeutsche Zeitung, и в этом своем прогнозе газета не столь далека от реальности. В Рейнланд-Пфальце, например, из-за острой нехватки персонала в детских садах сняли ограничения по приему на работу сотрудников без специального образования. Профсоюзы в этой связи предупреждают о падении качества педагогической работы и указывают на то, что проблему таким образом полностью решить все равно не удастся - даже неквалифицированные работники не бесконечны.
По словам министра труда Германии Хубертуса Хайля, основной причиной опасений во многих отраслях уже сейчас является не отсутствие работы, а отсутствие работников. Бороться с нехваткой кадров немецкое правительство намерено самым очевидным способом - упростив иммиграцию квалифицированных работников из стран, не входящих в Европейский союз. Минтруд предлагает ежегодно выделять квоты на въезд иностранцев и, если претенденты соответствуют требованиям хотя бы трем из четырех критериев - образованию, профессии, возрасту и знанию языка, пускать их в Германию. Правительство намерено также активно рекламировать профессии, в которых наблюдается сильный дефицит кадров, облегчить процесс смены специальности и улучшить условия труда, чтобы привлечь на работу больше женщин и пожилых людей. Представители экономики эти планы поддерживают и просят, по сути, только одного - реализовать как можно скорее.
Правда, немецкие СМИ отмечают, что в текущем году ситуация на рынке труда в Германии по меньшей мере не стала хуже, а реальная нехватка квалифицированного персонала оказалась ниже прогнозов. Телеканал ARD объясняет это, с одной стороны, возросшим предложением рабочей силы, в том числе за счет беженцев с Украины, а с другой - замедлением темпов роста немецкой экономики.