Детдомовская девчонка, рожденная в семье раскулаченных крестьян, она впервые взяла кисть в руки в 39 лет. Взяла случайно: подрабатывала уборщицей в художественной школе в городе Кисловодске и однажды не удержалась - нарисовала выставленный для учеников натюрморт, оставив свой рисунок на мольберте. Каково же было ее удивление, когда на другой день она увидела свою работу, прикнопленную к стене как образец. Преподаватель школы, художник Анатолий Морев, узнав об авторстве, был восхищен и написал о Кате статью в журнал "Декоративное искусство".
Так бывшая швея, реквизиторша самодеятельного театра и по совместительству уборщица, ступила на путь живописца. Она поехала в Москву, ею заинтересовались в Доме народного творчества и вскоре устроили командировку на творческую дачу в Старой Ладоге. Шел 1981 год, вместе с самодеятельными художниками там работали профессионалы, и это общение стало для Кати Медведевой лучшими университетами.
Сегодня можно только поражаться, сколь изысканны и изощренны ее работы. При этом они сохраняют незамутненную ничем искренность юного, так и хочется сказать, девичьего взгляда на жизнь: хотя Катя Медведева родила, вырастила и уже схоронила дочь, которая тоже была художницей… Наверное, это происходит от того, что Медведева пишет свои картины как личный дневник. У нее даже на полотнах нередко присутствуют записи - цитаты из прочитанных книг и свои пометки к ним. Вот одна из последних работ "Солнце светит всем!" - внизу цитата "Можно жить без Бога, если не грешить. Монах XV века", и тут же катин комментарий - "а безгрешных людей нет!".
Именно эта страсть к исповедальности заставляла ее писать многочисленные автопортреты. Это - и попытка самоанализа, и предельно откровенное, без прикрас высказывание о самом важном, потаенном. Кстати, любопытное наблюдение: многие катины автопортреты активно раскупаются. Вспоминаю, как некий профессиональный художник-портретист как-то жаловался мне, что ему вместо портретов приходится писать сплошные пейзажи: "Иначе не выживешь - ведь кто захочет приобрести в свой дом чужое лицо?". А катины портреты покупают. Причем не только коллекционеры. Сама она со свойственной ей простотой поясняет: "Потому что я дешево продаю, не задираю цены". Но дело, думается, в ином: ведь за каждым автопортретом виден образ человеческой души - ищущей, страдающей, радующейся жизни. Неслучайно на выставке, заметила, многие зрительницы делали селфи с катиными автопортретами - явно находя в самих себе схожесть с персонажами.
А меня поразили ее "Подсолнухи" - роскошное полотно размером почти два на полтора метра. Художница говорит, что написано оно под впечатлением от творчества Ван Гога. Однако, думаю, что сам Ван Гог позавидовал бы, увидев эту работу: от нее так и веет зноем летнего полдня.
Любопытно, что одним из первых страстных коллекционеров полотен Кати Медведевой стал артист Норберт Кухинке, хорошо знакомый нам по фильму "Осенний марафон". Он показал работы Медведевой Марку Шагалу, который отметил: "Катя Медведева - чисто русский талант. Она так же любит цвет, как и я".
А еще Катя любит писать творцов. Главный герой - Пушкин. Признается: "Потому что он весь - поэзия и страдание". Но в ее полотнах "Пушкин среди цыган" и "Пушкин среди ангелов" так много доброго юмора и нежного любования, словно у взрослого над ребенком!
Художница часто обращается к теме балета. Именно в образах, посвященных Майе Плисецкой, Айседоре Дункан, Матильде Кшесинской, классическим сценам "про лебедей", Медведева видит воплощенную в жизнь чистую красоту. При этом не стесняется наполнять свои картины стразами, пайетками, кружевом, бисером. Она даже пишет балет акрилом по бархату, видимо, считая суровое полотно недостаточно изящным материалом для такого возвышенного искусства. И вот что удивительно: в ее работах вся эта блескучая, парчовая, базарная мишура вовсе не выглядит китчем! Художница признается: "Да, люблю блестки. Они ведь сверкают, как наши глаза".
Между прочим, у всех персонажей Кати Медведевой глаза ярко-синего цвета - цвета чистоты и праведности, как утверждает она сама.