1. Общайтесь спокойно. ВПР не заслуживает семейных тревог. Если вы вносите в диалог о ВПР свои тревоги, упрекаете и устрашаете ребенка, припоминаете прошлые трудности, то вы снижаете готовность своего ребенка к работе. Своими руками отбираете у него баллы. Очевидно, что вы хотите не этого. Говорите без ужаса, не пугайте и не пытайтесь замотивировать с помощью устрашения. Страх заставит ребенка имитировать деятельность, но не заставит учиться. Говорите с ребенком как говорили бы с другом о предстоящем ему неприятном, но посильном деле. Не сводите все разговоры к ВПР и ЕГЭ. Говорите о деле, а не о рисках и ошибках. От тона беседы часто куда больше зависит, как она будет воспринята ребенком или подростком, чем от ее содержания.
2.Обсудите отношение ребенка к ВПР. Задача - дать возможность поделиться эмоциями. Вы не можете избавить ребенка от прохождения ВПР или принудить его относиться к этому серьезно и бесстрашно. Но можете помочь разобраться в эмоциях, контейнировать их (принять и признать их существование, не пытаясь их поменять), а тем самым снизить негативную нагрузку. Понимающее выслушивание успокаивает и придает сил. Спросите ребенка и внимательно слушайте. Не нужно оценивание, назидание.
3.Не пытайтесь переделать эмоции ребенка или заставить их игнорировать. От этого эмоции никуда не денутся, а еще и дополнятся раздражением в ваш адрес, чувством, что его не понимают и нарастанием тревоги. Вместо этого признайте чувства.
4.Напомните, как легко повторить базовые знания: тренироваться - часто, но не долго. Узнайте у учителей, родителей более старших школьников или просто найдите в интернете тренажеры заданий ВПР. Вместе с ребенком подумайте, какие типы заданий скорее всего будут на ВПР (обычно учителя это рассказывают). Покажите тренажеры, которые вы нашли, скажите, что достаточно даже по разу в день выполнять задания каждого типа, чтобы хорошо владеть нужным навыком.
5.Напомните ребенку о его победах. Напомните случаи, когда он проявил волю, когда учился и научился, когда справился с эмоциями. Помните главный закон воспитания: что озвучивается и попадает в поле внимания родителей, то и закрепляется у ребенка. Хотите ответственного сообразительного ребенка? Об этих качествах и говорите. Даже если они пока в зачаточном состоянии, именно они начнут развиваться.