19.09.2022 18:58
Экономика

Почему Китай тянет с контрактом на поставки газа по "Силе Сибири-2"

Текст:  Тихонов Сергей
Российская газета - Федеральный выпуск: №210 (8858)
По итогам 2022 года снижение экспорта газа в Европу из России ожидается на уровне около 50 млрд кубометров. В 2023 году уменьшение объемов может продолжиться: по некоторым прогнозам, до 100 млрд кубометров. На этот объем отечественным компаниям придется снизить добычу, пока не появятся новые экспортные маршруты.
/ Павел Львов/РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Наибольшим по объемам и скорейшим по срокам запуска таким проектом может стать газопровод "Сила Сибири-2" из России в Китай через Монголию. Зарубежная часть этого маршрута будет называться "Союз-Восток". По словам вице-премьера Александра Новака, строительство газопровода начнется в 2024 году. Его мощность составит до 50 млрд кубометров газа в год. Окончание работ запланировано в 2028 году.

Российский трубопроводный газ для Китая будет значительно дешевле СПГ

Решение о строительстве принято, но главный покупатель газа - Китай - контракт на поставку газа с Россией так и не заключил. Причина проста, Пекин старается выторговать для себя наилучшие условия контракта. Но если до 2022 года для России речь шла об увеличении объемов поставок на новые рынки, то сейчас о поддержании уровня добычи и экспорта газа. А это налоговые поступления в бюджет, занятость населения и также финансовое обеспечение многих социально-экономических программ, в том числе газификации.

По мнению заместителя декана экономического факультета МГУ Александра Курдина, мало сомнений в том, что китайская сторона будет максимально использовать свои переговорные преимущества - вообще и в рамках данного проекта в частности - в условиях недостатка альтернатив для экспорта газа у России.

Новак: "Сила Сибири - 2" может стать фактической заменой "Северного потока - 2"

Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра "ИнфоТЭК" Валерий Андрианов, переговоры с Китаем по цене и условиям поставок - это всегда нелегкий квест. Впрочем, как и любые дипломатические и деловые связи с Поднебесной. Если Восток - дело тонкое, то Китай - тонкое вдвойне. Но одно дело - обсуждение с КНР цены в рамках обоюдовыгодной сделки, а другое дело - политически мотивированная и не имеющая экономического основания истерика Европы вокруг импорта российских энергоносителей, подчеркивает эксперт.

Неторопливость Пекина также можно объяснить сменой маршрута поставок. Да, Китаю нужен дешевый газ. Но ранее планировалось, что "Сила Сибири-2" пройдет через Алтай в восточные регионы Китая. Они наименее газифицированы, и в Поднебесной связывали строительство газопровода с промышленным развитием этих областей. Новый маршрут через Монголию доставит газ в центральный Китай ближе к западному побережью, которое и так получает газ по "Силе Сибири" и в виде СПГ. Газ здесь у них есть, но можно получить более выгодную цену.

Как внутренний рынок газа в России частично компенсирует экспортные потери

Российский трубопроводный газ будет значительно дешевле СПГ, особенно на фоне ситуации в Европе, считает Андрианов. Европа сейчас активно оттягивает на себя поставки из азиатского региона, что приводит к росту цен на газ в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и к уменьшению импорта СПГ Китаем (по прогнозам, на 14% в 2022 году), уточняет эксперт.

При этом, с точки зрения замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, смена маршрута, наоборот, выгодна Китаю. Поступление газа ближе к рынку потребления - это плюс проекта, а не минус, считает эксперт. Китай скорее может смущать транзитер (Монголия) и известные риски, с этим связанные. Но с другой стороны, газ из Туркменистана он получает транзитом сразу через две страны, и ничего.

Без подписания контракта с Китаем строительство экспортного газопровода теряет смысл

Но это все дела Китая. Нашей стране сейчас нужно по максимуму увеличить внутреннее потребление газа и использовать все возможные варианты для экспорта. В этом ключе "Сила Сибири-2" важна с точки зрения соединения газотранспортных систем (ГТС) востока и запада нашей страны. Газ Западной Сибири пока может отправляться только в Европейскую часть России или на экспорт в ЕС. После соединения ГТС мы сможем направлять поставки в нужных нам направлениях, ограничиваясь только пропускной способностью инфраструктуры. А учитывая планы по расширению поставок по дальневосточному маршруту в Китай (с Сахалина) и возможности по расширению поставок по "Силе Сибири" (с 38 млрд до 44 млрд кубометров в год), эти дополнительные объемы могут понадобиться. Также они могут оказаться востребованы внутренним рынком. Например, используя "Силу Сибири-2" для газификации восточных регионов. Хотя здесь большого роста ожидать не приходится.

В России поставили цель занять 20% мирового рынка водорода к 2050 году. Что уже сделано, а что только предстоит

Ряд субъектов РФ в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке имеют низкий уровень газификации. Но отнюдь не из-за того, что в этом регионе нет запасов газа - их достаточно и нет необходимости перебрасывать их из Западной Сибири. Загвоздка именно в создании газораспределительной инфраструктуры на обширных территориях с низкой плотностью населения. Этот газопровод может использоваться для газификации ряда регионов Бурятии, но все-таки его основное предназначение - экспортные поставки, поясняет Андрианов.

С этим согласен Гривач, который считает, что без подписания контракта с Китаем строительство транзитного газопровода не имеет смысла. А сроки начала можно и подкорректировать, если договоренности не будут оформлены должным образом.

Есть в строительстве "Силы Сибири-2" и важный информационный момент. Это станет наглядной демонстрацией того, что для России не сошелся свет клином на европейском рынке, считает Андрианов. Что бы ни говорили европейские политики, ЕС не может обойтись без российского газа. А отечественное сырье востребовано на многих рынках. Крупномасштабные проекты по производству СПГ уже стали первым важным шагом на пути диверсификации российского экспорта. "Сила Сибири-1" доказала, что экспорт голубого топлива в восточном направлении не только возможен, но и может быть весьма объемным и эффективным. "Сила Сибири-2" - продолжение стратегии. Вероятно, вслед за этим последуют и другие шаги. В частности, планируется реализация проекта "Пакистанский поток" по доставке газа вглубь Пакистана, отмечает эксперт.

"Газификация играет такую же примерно роль, как строительство железных дорог в ХIХ веке": Георгий Бовт - о том, почему излишки газа важно использовать для потребления внутри России
Нефть и газ Китай