"До 90 процентов небольших компаний закрываются в первые три года. Одна из причин - отсутствие компетенций и экспертизы для принятия управленческий решений, выстраивания бизнеса, управления персоналом. И обученные модели ИИ могут анализировать большие объемы данных, готовить рекомендации, которые помогут решить до 80-90 процентов типовых задач", - рассказал "РГ" основатель и управляющий партнер Chelidze & Partners Consulting Джимшер Челидзе.
Цифровой советник может, например, подсказать, что надо сделать после найма сотрудника: какие документы оформить, чему обучить. Такие системы помогут предпринимателю сфокусироваться на продукте, минимизируя погружение в сложные вопросы выстраивания бизнес-процессов. Другое перспективное направление - внедрение CRM-систем (от англ. customer relationship management - управление взаимоотношениями с клиентами. - Прим. ред.). Эта система собирает данные о каждом клиенте в одной панели управления. С помощью такой информации можно отслеживать путь покупателя и делать релевантные предложения на каждом этапе. В результате доход компании может вырасти до 40 процентов, посчитали аналитики. "Часто предприниматели думают, что CRM - это "для чего-то крупного, а я в своих двух карманах и десяти клиентах и так разберусь". Сейчас проникновение CRM-систем в малый бизнес, по оценкам специалистов, не превышает пяти процентов. А между тем CRM - это не следствие роста бизнеса, а инструмент для его роста и налаживания нормальной операционной деятельности", - рассказал "РГ" предприниматель и бизнес-наставник Алексей Ковалев.
CRM-система может взять на себя всю рутину, в которую малый бизнес неизбежно попадает через три-шесть месяцев после старта. Она фиксирует входящие и исходящие обращения, взаимодействие между отделами и сотрудниками, например, между менеджерами, бухгалтерией, производством и доставкой. Система может оценивать эффективность рекламы, дополнительные "маркетинговые касания" клиентов, типа поздравлений и т.д. При этом стоят CRM пока относительно недорого.
Еще одна используемая цифровая технология - RPA (англ. robotic process automation - роботизированная автоматизация технологических процессов. - Прим. ред.). "RPA позволяет снизить нагрузку на рутинные задачи, например, разбор и подготовку писем, составление отчетности, и масштабироваться без увеличения персонала, а значит без роста затрат. RPA может ускорить некоторые операции в пять и более раз", - говорит Джимшер Челидзе.
Эксперты называют также перспективными технологии zero-code, no-code и low-code. Они позволяют создавать ИТ-продукты без навыков программирования или с минимальным использованием кода. "По статистике примерно треть российских компаний готова инвестировать в автоматизацию процессов и видит в этом большую значимость для масштабирования бизнеса. Прибегать к классической разработке рискованно, поскольку она может быть долгосрочной и дорогостоящей. Здесь на помощь может прийти zero-code-разработка - рынок для России новый и развивающийся. Ее можно быстро освоить и начать делать сайты и приложения, без программирования и найма команды разработчиков. По данным RedHat, время такой разработки сокращается на 50-90 процентов, а по стоимости обходится кратно дешевле", - рассказал "РГ" эксперт в сфере цифровизации Кирилл Пшинник.
В России крупный бизнес уже прибегает к этому типу разработки, добавил он. И zero-code не усилил конкуренцию, а расширил пул клиентов. Теперь мобильные приложения могут позволить себе кофейни, салоны красоты, барбершопы, онлайн-школы - любой малый бизнес. "По данным Gartner, 75 процентов компаний будут использовать как минимум четыре low-code-инструмента к 2024 году", - рассказал Кирилл Пшинник.
В целом малый бизнес в России и в мире уже сейчас широко использует цифровые технологии. Это системы онлайн-платежей, онлайн-платформ по продаже и доставке товаров и услуг, агрегаторы, бонусные системы, цифровые сервисы бухгалтерии и даже сервисы налоговой службы. Важно сохранить динамику развития ИТ-сервисов в России, быстрее создавать отечественные программные продукты взамен уходящих зарубежных, отметил директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко.