- Сегодня очевидно, что десять лет назад, когда в нашем университете прошел первый форум "Алтай-Азия", был выбран верный вектор развития международного сотрудничества с фокусом на Центрально-Азиатский регион. За эти годы мы смогли создать авторитетную экспертную площадку для эффективного взаимодействия, - подчеркнул ректор Алт-ГУ Сергей Бочаров.
Основная задача этой площадки, объединившей в разные периоды университетский потенциал двенадцати стран, - развитие сотрудничества в области образования, науки и экспертной деятельности. На нынешнем форуме участники обсуждали новые векторы взаимодействия в условиях глобальных перемен. И символично, что он проходил в дни Саммита глав государств ШОС, где обсуждалась комплексная повестка сотрудничества стран евразийского пространства.
- Форум "Алтай-Азия" проводит АлтГУ в партнерстве с РУДН, Ассоциацией азиатских университетов и университетов ШОС, - отметила заместитель директора департамента международного сотрудничества министерства науки и высшего образования РФ Елена Горожанкина. - В новых геополитических условиях укрепление глобальных связей между российскими и азиатскими университетами становится одним из стратегических направлений. И форум может стать крепким фундаментом межкультурного, научно-образовательного и экономического развития России и стран Азии.
Важность азиатского вектора сотрудничества - в новом, формирующемся сегодня геополитическом пространстве, отмечали все участники. Заместитель председателя правительства Алтайского края Виталий Снесарь отдал должное прозорливости руководства АлтГУ, которое еще в 2012 году при организации первого форума "Алтай-Азия" сделало ставку именно на это направление.
- Алтайский край и Сибирь в целом всегда связывали тесные партнерские отношения с Центральной Азией, - отметил он. - Благодаря этому в нынешней геополитической ситуации мы оказались более конкурентоспособны в международном сотрудничестве. Региональные власти готовы и дальше поддерживать развитие и укрепление этого взаимодействия, в том числе между учеными, студентами и экспертным сообществом.
Десятилетним опытом международного сотрудничества в рамках форума "Алтай-Азия" поделился инициатор его проведения, президент АлтГУ Сергей Землюков. За свою историю форум объединил тысячи экспертов из более чем ста ведущих университетов мира. На первом форуме была создана Ассоциация азиатских университетов, и теперь на всех последующих проходят ее съезды. Если в 2012 году в Ассоциацию входило 29 университетов, то сегодня - 101, шесть из которых пополнили ее ряды на нынешнем съезде. Многие актуальные решения, которые эксперты обсуждали на форумах "Алтай-Азия", вошли в программные документы и сегодня реализуются. Так, например, были пересмотрены процедуры и содержание госаккредитации вузов, растиражированы лучшие модели дистанционного обучения и сетевых международных образовательных программ.
- В 2022 году появилась острая необходимость вывести сотрудничество российских и азиатских вузов на качественно новый уровень, - подчеркнул Сергей Землюков. - А для этого нам предстоит усилить интеграцию российских и азиатских университетов в сфере гуманитарного образования. Добиться наибольшей совместимости национальной системы высшего образования РФ с центрально-азиатскими системами. Расширить академическую мобильность студентов и преподавателей. Все эти предложения вошли в резолюцию юбилейного форума.
По мнению ректора РУДН Олега Ястребова, в эпоху глобальных перемен и беспрецедентных вызовов подготовка высококвалифицированных кадров и повышение качества образования выходит на первый план. И одна из приоритетных задач российских вузов - привлечь на обучение иностранцев, включиться в конкуренцию за талантливых иностранных абитуриентов, развивая новые международные цифровые сервисы.
Советник министра науки и высшего образования РФ Елена Тумакова рассказала, какие изменения уже происходят в международной образовательной деятельности.
- До 2022 года основными направлениями взаимодействия были программы академической мобильности, двудипломного образования и обучения за рубежом. Но в новых реалиях часть из них аннулирована, ограничена или приостановлена. Поэтому около трех тысяч российских студентов захотело перейти в наши вузы, и с 1 сентября более половины из них продолжило обучение на родине, - пояснила она. - Кроме того, мы увеличили с 15 до
23 тысяч мест квоты для иностранных студентов, и сегодня молодежь из 183 стран учится в России. В нынешних условиях нам нужно расширять партнерство с вузами стран ШОС, БРИКС, СНГ и ЕврАзЭС, усилить роль славянских университетов и переходить на отечественное научно-исследовательское оборудование и ПО.
В этом году в программу форума вошли четыре экспертные сессии: "Интернационализация высшего образования в изменяющемся международном контексте: трансформация стратегических подходов в международной деятельности вузов и поиск антикризисных решений"; "Основные тенденции сетевого взаимодействия вузов в Российско-Азиатском научно-образовательном пространстве: стратегические приоритеты, формы партнерств. Текущее состояние и перспективы"; "Цифровая трансформация и сценарии развития высшего образования в международном контексте"; "Внутренняя" интернационализация: значение международного сотрудничества на локальном уровне".
Сергей Бочаров, ректор Алтайского государственного университета:
- АлтГУ стал точкой интеграции, точкой роста образовательного и научного сотрудничества. Сегодня, когда трансформируются производственные цепочки, экономические и торговые связи, странам надо переформатировать свое взаимодействие, и вузы выступают одним из драйверов экономического, культурного и политического сотрудничества. Международный образовательный форум "Алтай-Азия" позволяет обсудить и согласовать направления такой трансформации и переформатирования.