Госавтоинспекция в оперативном режиме получит информацию о том, что у водителя возникли противопоказания или ограничения по управлению автомобилем. Это предполагают соответствующие поправки в Закон о безопасности дорожного движения, который правительство представит на рассмотрение в Госдуму.
Эти поправки уже были одобрены правительственной комиссией. И можно ожидать, что уже в этой сессии они будут рассмотрены. Тем более что в проекте документа стоит предполагаемая дата вступления его в силу - 1 марта следующего года.
Теперь о том, зачем потребовались эти поправки. Напомним, что сейчас водители проходят медкомиссию раз в десять лет - перед тем, как обменять права по истечении их срока действия. Это при условии, что они не попадались за управление в нетрезвом виде или отказ от медосвидетельствования. Тогда по истечении срока лишения придется пройти медкомиссию - иначе вернуть права невозможно.
Так вот, сейчас сотрудникам Госавтоинспекции довольно сложно проверить достоверность предъявленного медицинского документа. Бывают случаи, когда справки, обеспечивающие допуск к управлению транспортом, коммерческие организации выдают даже тем, кто имеет противопоказания. Проще говоря, продают. Но сотрудникам ГИБДД приходится верить предъявленной бумажке. Уже потом в рамках межведомственного взаимодействия вместе с прокуратурой, выяснив, что такой водитель не может управлять автомобилем по медицинским причинам, права аннулируют.
Опять же за 10 лет с человеком может произойти все что угодно. Он может получить травму, в результате которой появится заболевание, с которым противопоказано управлять автомобилем. Например, эпилепсия. Да и зрение с возрастом ни у кого лучше не становится. У кого-то этот процесс идет интенсивнее. И садиться за руль ему теперь можно только в очках либо в контактных линзах. А это уже определенные ограничения на управление. В общем, противопоказания могут обнаружиться случайно. Даже не во время прохождения медосмотра на получение прав, а во время любого планового или экстренного обращения в медицинское учреждение. Полагаться на то, что человек проявит сознательность и пересядет с места водителя на место пассажира, по меньшей мере наивно. В конце концов он может просто не понимать, какую опасность представляет на дороге. Это понимает Госавтоинспекция. Но при существующем положении дел у нее нет информации, которая могла бы предотвратить беду. Поправки в Закон о безопасности дорожного движения призваны это исправить.
Как это будет работать? Представим, что в больницу попал человек с каким-то заболеванием. В ходе обследования выяснилось, что у него есть проблемы со здоровьем, при которых за руль садиться либо вовсе противопоказано, либо можно, но с определенными ограничениями. Врач фиксирует эту информацию в медицинской информационной системе больницы или в региональной единой информационной системе здравоохранения. Одновременно сведения предоставляются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Этот реестр уже работает.
Этого достаточно, чтобы заключение о допуске к управлению, выданное водительской медкомиссией, было аннулировано. У водителя с этого момента есть два месяца на то, чтобы пройти внеочередную медкомиссию. Если по итогам он получит допуск к управлению, - проблем никаких. А вот если противопоказания подтвердятся, Госавтоинспекция, получившая информацию об этом, аннулирует его водительское удостоверение.
Также его права будут автоматически аннулированы, если при выявленных противопоказаниях водитель в течение двух месяцев не придет на внеочередное медицинское освидетельствование.
Могут быть также выявлены ограничения по допуску. Например, человек потерял в результате травмы ногу. И теперь ему можно водить автомобиль либо только с автоматической коробкой передач, либо на ручном управлении. В этом случае ему необходимо будет поменять права на те, в которых будут учтены эти ограничения.
В течение пяти последних лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращении права на управление транспортным средством было аннулировано более 105,4 тысячи водительских удостоверений. В основном речь идет о людях, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
В рамках межведомственного взаимодействия Госавтоинспекции с органами прокуратуры выявлялись такие водители, которые стояли на учете в психо- или неврологических диспансерах. Затем их дела передавались в суды. И уже суды выносили решение о прекращении права на управление ТС. После принятия законопроекта все это будет работать автоматически.
Напомним, если водитель попался за рулем в состоянии алкогольного опьянения, - это не повод ставить его на учет к наркологу. А вот если ситуация связана с употреблением наркотиков, то постановка на учет в наркодиспансере неизбежна. И очевидно, что пока не снимут с учета, прав не видать.
И не потому, что Госавтоинспекция узнает о том, что водитель Х наркоман. А потому, что в базе данных появится информация о том, что водитель Х имеет медицинские противопоказания к управлению транспортным средством.
Кстати, именно характер информации, которую ГИБДД будет получать от медиков, и был камнем преткновения в согласовании законопроекта. Поручение Президента о взаимодействии Госавтоинспекции с медицинскими организациями было дано более 10 лет назад. И Минздрав долго не соглашался на передачу такой информации, предполагая, что таким образом нарушается медицинская тайна. Однако МВД и не требовало диагноза. Достаточно информации о том, есть противопоказания или нет. Если противопоказания есть, права не выдаются или в соответствии с нынешним проектом аннулируются. Также МВД просило предоставить информацию об ограничениях к управлению. И тоже без указания диагноза. Просто нужно понимать, какого рода эти ограничения. Например, человек может водить автомобиль только с ручным управлением или только с автоматической коробкой передач. Или только в очках.
Но вот, наконец, ведомства договорились между собой, и все сдвинулось с мертвой точки. Теперь осталось дождаться, когда правительство внесет законопроект в Госдуму. Госдума его примет, Совет Федерации одобрит, Президент подпишет. После чего Госавтоинспекцию подключат к медицинскому реестру для получения достоверной информации о том, позволяет ли состояние здоровья того или иного водителя управлять транспортным средством или нет.
Определенно такое взаимодействие позволит повысить безопасность на дорогах. Ведь автомобиль - средство повышенной опасности. И если за рулем человек, который в любой момент может потерять управление, это наверняка приведет к трагедии.
И вот еще одно новшество: водительская медсправка станет электронным документом. То есть при прохождении медкомиссии врачи будут ставить отметки годен/не годен не на бумажном бланке, а прямо в электронном реестре. Бумажный вариант по итогам медкомиссии тоже будет выдаваться. Но только по желанию самого водителя. В Госавтоинспекции предъявлять его не потребуется. В любом случае перед тем, как оформить водительское удостоверение, инспектор обязательно сверится с электронным реестром.
Так что на поддельные справки рассчитывать не стоит. Это на бумаге можно написать "здоров" и расписаться хоть за всю поликлинику. А потом ждать: поймают - не поймают. И ведь скорей всего не поймают, если, конечно, водитель с такой справкой не попадет в ДТП. В электронном виде такой фокус проделать будет гораздо сложнее.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"