В приветствии Владимира Путина участникам, президент особо отметил, что в работе форума впервые принимают участие журналисты из народных республик Донбасса. "Освещая события специальной военной операции, они проявляют высочайшую компетентность и мужество, честно исполняют свой профессиональный, человеческий долг", - подчеркнул глава государства.
Именно событиям на Донбассе посвящена выставка Владимира Аносова, организованная краснодарским филиалом "РГ" и Союзом журналистов Кубани.
Техника в отличие от человека не в состоянии соврать, объектив схватывает все - будь то брошенный в испуге взгляд либо столб дыма от разорвавшегося снаряда на улице. В пылающем Донбассе военный фотокорреспондент "РГ" провел почти шесть месяцев, поэтому его снимки правдиво отображают жизнь израненных городов и поселков, не сходящих с фронтовых сводок - Мариуполь, Донецк, Волноваха, Лисичанск, Луганск...
Напомним, первая экспозиция военкора, в прошлом боевого офицера, состоялась в конце июня в медиацентре редакции "Российской газеты" в Москве. С тех пор после небольшого перерыва сняты еще тысячи фронтовых кадров и видеосюжетов, написаны десятки проникновенных материалов.
Работа корреспондента в горячих точках всегда сопряжена с неимоверными трудностями. Помимо давящего веса бронежилета и сумки с аппаратурой существует осязаемый риск быть убитым или раненым.
В отличие от пишущего журналиста, который может рассказать о войне словами очевидцев, фронтовой фотограф должен показать событие, а это значит, ежедневно быть на передовой, видеть боль и смерть, страх и слезы, а еще - надежду. Все эти моменты отображены в фотолетописи. И хотя требования политкорректности исключают показ особо жестоких кадров, сдержанные работы также потрясают зрителя своей откровенностью. Вот дым над Мариуполем: по разбитой улице с дырявыми пустыми домами бредет пожилая женщина в пальто. А вот танк в Северодонецке, спрятанный украинскими военными под аркой многоэтажки и в прямом смысле слова державший ее жителей в заложниках.
- Трудно понять войну, пока не увидишь ее собственными глазами, люди во многих разрушенных кварталах более месяца выживали в подвалах без еды, света и воды. И обязанность фотожурналиста не только снимать, но и помогать людям. С кем-то мы делились продуктами, кого-то вывозили в безопасные районы, - рассказал Аносов своим коллегам во время мастер-класса, который он провел для участников сочинского форума. А еще признался, что после обстрела гостиницы в центре Донецка, в которой он жил, "было особенно страшно, и я стал укрываться бронежилетом и приоткрывать окно, чтобы не засыпало осколками".
- С Ольгой Сергеевной Качурой (все знали ее в Донбассе под позывным Корса) мы встречались в середине июля, приезжали к ней на одну из позиций под Донецком, - делится Владимир Аносов, приблизившись к портрету хрупкой улыбающейся женщины в камуфляже. - Взяли интервью, договорились встретиться попозже, чтобы закончить съемку. А четвертого августа узнаю, что ее не стало...
В Сочи с ним приехала его супруга, Наталья Аносова, которая произнесла такие слова: "Конечно, я переживала, старались созваниваться, но чаще общались в мессенджере. Но по-другому поступить он не мог. Военный, донской казак, шашку, точнее, камеру наголо, и - вперед! Кто, если не он!"
Фотовыставка произвела впечатление, без сомнения, на всех, кто увидел эти 40 проникновенных кадров. В том числе и на председателя городского собрания Сочи Виктора Филонова. А когда Виктор Петрович узнал, что после окончания форума она возвращается в Краснодар, то сразу сказал: "Я бы очень хотел, чтобы с этими замечательными работами познакомились как можно больше жителей Сочи" и предложил перевести ее в здание горсобрания. Эту просьбу журналисты "РГ" и сам автор, естественно, поддержали.