Такое положение дел послужило предпосылкой к созданию и внедрению "Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования" в РФ.
Система государственного высшего образования вступила в острую конкурентную борьбу с представителями частных образовательных компаний. Общество, нацеленное на повышение экономической эффективности индивида, зачастую не видит необходимости в получении фундаментальных, системных знаний. Высокие затраты на сам процесс образования, включающий четырехгодичный для бакалавров и шестигодичный период для магистрантов, на который молодой человек выпадает из сферы производительного труда, порождает требование к сокращению сроков получения специальности. Изучение ее сводится к быстрому получению необходимых в данный момент компетенций, которые можно быстро монетизировать, покрывая таким образом затраты на обучение.
Эта жизненная стратегия дает преимущества лишь в краткосрочной перспективе. За полгода, получив некоторые простейшие и ограниченные компетенции, можно сразу выходить на рынок труда и занимать вновь появляющиеся уникальные вакансии. Дефицит кадров, в свою очередь, ведет к повышению уровня оплаты скороспелого специалиста.
Но в долгосрочной перспективе подобная стратегия становится абсолютно проигрышной: приходят новые технологии, а с сними и требования к получению новой компетенции. Срок разработки и внедрения именно цифровых технологий сократился до двух-трех лет, в отличие от семи - девятилетнего цикла в легкой промышленности и более чем 50-летнего - в тяжелой индустрии.
Таким образом, получать высокую заработную плату, монетизируя единственную уникальную компетенцию, можно лишь год-полтора. Рынок труда постепенно насыщается специалистами, а количество вакансий, в свою очередь, сокращается - технология устаревает, узкий специалист становится не нужен. И он вынужден снова тратить денежные и временные ресурсы на получение следующей новой компетенции, срок монетизации которой не превысит пары лет. Появляется необходимость того, что называется "образование через всю жизнь".
Безусловно, человек должен развиваться и постоянно повышать свою квалификацию, чтобы не отстать от общественного и научного прогресса. Но в случае с узким, туннельным образованием получение компетенций становится бесконечным, а извлечение прибыли из их использования - все более затруднительным.
Кроме того, необходимо понимать, что и когнитивные функции у нас не безграничны. Развитие мозга и способности к познанию начинают, увы, стагнировать уже к 30 годам, а активная фаза использования полученных знаний должна идти вплоть до пенсионного возраста. Поэтому выгодной, долгосрочной стратегией становится приобретение максимального багажа знаний к 20-25 годам и последующее обновление компетенций. А это, собственно, и есть модель высшего образования, принятого в нашей стране.
Еще один важный аспект - фатальная зависимость быстрого, ориентированного только на компетенции образования от готовых, заимствованных решений. Общество становится в таком случае не новаторским, а догоняющим, вынужденным осваивать стремительно устаревающие технологии.