Если раньше слабовидящий человек мог отправиться в дорогу на общественном транспорте только в сопровождении зрячего человека, то теперь ему достаточно установить на свой смартфон бесплатную программу "Говорящий город" и можно смело в путь. Это устройство подскажет ему на остановке, какой маршрут трамвая подъезжает и куда он следует. Эту информацию мобильник считает с программного оборудования, установленного в вагонах департаментом транспорта Москвы. Если слабовидящий ожидает подошедший трамвай, ему остается лишь нажать на кнопку телефона. На панели приборов в вагоне загорится информация о том, что на остановке стоит инвалид. Чтобы слепому было удобнее войти, водитель принудительно откроет все двери, активировав над ними звуковые датчики, на сигнал которых и двинется человек. То же самое при выходе: достаточно нажать кнопку на телефоне, и двери распахнутся.
Такой системой оснастили все трамваи, курсирующие по северу и северо-западу города, не случайно. Именно здесь расположен офис Московской городской организации Всероссийского общества слепых, библиотека, театр, институт "Реакомп" и другие учреждения, которыми регулярно пользуются слабовидящие москвичи.
Ведущий специалист Московской организации Всероссийского общества слепых Любовь Шурыгина рассказала "РГ", что новая программа действует и на станции метро "Полежаевская", ближайшей возле их офиса. "Маячки оповещают о номерах входов в подземку, ориентируют наших сотрудников в движении по вестибюлю, на платформе. Это удобный навигатор для незрячего, говорят наши ребята, которые уже пользуются новинкой". Высоко оценил программу и председатель МГО ВОС Александр Мошковский, испытав ее работу на личном опыте. "У многих моих коллег такая программа в телефоне уже есть, особенно она популярна среди молодежи, - рассказал он. - Единственный ее недостаток - приходится держать телефон в руках, а они и так заняты тростью и сумкой".
Удобнее работать с "Говорящим городом" стало и водителям трамваев, поделился с "РГ" один из них, Алексей Владимиров, который водит вагон от метро "Сокол" до района Братцево: "Раньше на маршрутах, где много пассажиров с ослабленным зрением, мне приходилось выискивать их в толпе, чтобы никто не остался на остановке. Теперь это делает электроника".
В пресс-службе департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы отметили, что со временем оснастят подобной программой и другие трамваи. Но ставят ее только на самые современные модели серии "Витязь". Обновление же всего московского трамвайного парка планируется завершить в ближайшие три года: заменить осталось всего 150 вагонов старого образца.
Продолжается и модернизация трамвайных путей в разных районах города. Лишь с начала этого года обновили более 16 километров рельсов, уложили почти 14 тысяч новых шпал, заменили 35 комплектов стрелочных переводов и пересечений. Основные работы сейчас ведутся на трех участках - Халтуринской улице, в районе Останкино и шоссе Энтузиастов. При этом движение для пассажиров не закрывается.