В крае работают около 70 убойных пунктов. При этом их нет в Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Лермонтове, Невинномысске, Ставрополе и в крупных Андроповском и Курском округах. В краевом комитете по пищевой и перерабатывающей промышленности опасаются, что нехватка убойных пунктов скажется на количестве мяса на прилавках в этих муниципалитетах.
- Мы обсудили проблему с руководителями компаний, управляющих рынками, и организаторами ярмарок. Они отметили, что влияние новых правил уже ощущается. Так, значительно снизилось количество продавцов, торгующих мясом. Это связано с нехваткой боен, время работы которых ограничено. К тому же они работают только с крупными партиями животных, заниматься убоем одного барана или свиньи - нецелесообразно, - заявил руководитель комитета Денис Полюбин. - Кроме того, в пунктах, принадлежащих мусульманам, нельзя осуществлять убой свиней, даже за деньги.
Таким образом, сельчанам, продающим мясо со своих подворий, теперь придется дополнительно тратиться на забой. Например, разделка одной головы крупного рогатого скота обойдется в 1,7-2,5 тысячи рублей, барана - 0,7-1 тысячу, свиньи - 0,9-1,2 тысячи. А животное нужно еще и привезти в пункт, а потом увезти мясо, но уже в холодильнике. При этом за что именно им теперь придется платить, фермеры не понимают. Ведь контроль качества мяса с подворий и так был достаточно строгим.
В управлении ветеринарии Ставропольского края рассказали, как он проходил. Владелец скотины обращался в ветслужбу, специалист которой проводил предубойный осмотр. Если проблем не было, выдавалось соответствующее разрешение. После этого ветврач осматривал мясо, чтобы исключить наличие особо опасных заболеваний - общих для человека и животных. Затем на продукцию убоя ставился оттиск ветеринарного клейма прямоугольной формы, предпринимателю выдавался ветеринарный сопроводительный документ, чтобы тот мог отвезти товар на рынок. Далее мясо доставляли на проверку в лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы. И лишь после нее оно попадало на прилавок.
Член комитета по аграрным и земельным вопросам, природопользованию и экологии думы Ставропольского края Петр Коротченко считает, что чиновники просто сражаются с ветряными мельницами.
- Они продолжают решать проблемы, которых не существует, но при этом создают дополнительные трудности хозяйственникам. Раньше на рынках была плохая ситуация с качеством домашнего мяса? Нет. Животноводством занимаются граждане, которые в этом ничего не понимают? Нет. Их еще родители учили выращивать и забивать скот, - говорит Коротченко. - Продажа домашнего мяса на рынке и до этого была достаточно бюрократизирована. Теперь же будет так: производство домашнего мяса в стране снизится, цена на него вырастет, сельчане потеряют небольшой, но важный для себя источник дохода. Покупателям и малым производителям лишь осложняют жизнь. Причем потребители продукции, как обычно, заплатят за новые инициативы чиновников из своего кармана.
Коротченко отмечает, что сельчане, содержащие скот, и так зарабатывают на нем весьма скромно. А новые траты способны оказаться фатальными для мелкого бизнеса. Перевозка животных и услуги бойни могут вылиться в такую сумму, что выращивание скота окажется абсолютно нерентабельным делом. Депутат не исключил, что новые требования могут быть результатом работы тех, кто продвигает интересы мясных холдингов.
- Хотелось бы, чтобы чиновники хотя бы в среднесрочной перспективе просчитывали последствия своих решений для населения и экономики, - резюмировал депутат.
Старший преподаватель кафедры экономической теории и мировой экономики университета "Синергия" Юлия Тулупникова считает, что ситуация на рынке, которая возникнет вслед за нововведениями, может потребовать от государства дополнительных финансовых вливаний в АПК.
- Кто будет компенсировать дополнительные издержки животноводов? Вопрос пока остается без ответа. Согласно примерным оценкам, индивидуальный предприниматель или владелец личного подсобного хозяйства потеряет около 40 процентов доходов. Снизятся они и у владельцев боен, то есть возникли предпосылки к подорожанию мяса на рынках. Надежда остается на федеральные субсидии. Доводы ветеринаров в пользу введения новых правил кажутся логичными, но они неубедительны для большинства владельцев ЛПХ и К(Ф)Х, учитывая предстоящие им хлопоты и дополнительные траты, - отмечает Тулупникова. - На самом деле причины подобных ограничений видятся в другом - сельское хозяйство становится "второй нефтью" и рынок все активнее занимают крупные агрохолдинги, вытесняющие мелких производителей всеми доступными способами. .
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров заявил о том, что в минсельхоз РФ отправлено письмо с просьбой смягчить новые правила. "Поставил задачу на уровне края оперативно устранять проблемы, которые возникают при реализации мяса. Необходимо так организовать логистику к убойным цехам, чтобы животноводам было проще к ним добраться. Главы территорий должны держать этот вопрос на контроле и оперативно реагировать на обращения производителей. Задача - максимально облегчить людям продажу мясной продукции. Мне не нравится, что владелец ЛПХ выращивал несколько месяцев поросенка, а потом столкнулся с изменением правил и потерял возможность продать его", - заявил Владимиров.