28.09.2022 10:30
Общество

В горах Осетии туристы устремились к таинственному некрополю

В горах Северной Осетии корреспонденты "РГ" добрались до таинственного некрополя
Текст:  Юрий Гень (Северная Осетия)
Российская газета - Неделя - Кубань-Кавказ: №218 (8866)
Когда журналисты "Российской газеты" отправились в дни празднования в Северной Осетии 1100-летия крещения Алании в древний Лезгорский некрополь, стремительно набирающий популярность у туристов, то даже не подозревали, какое удивительное место предстанет перед ними. Ведь до сих пор неизвестно, как и когда появились само селение, огромный некрополь рядом с ним, древнее святилище и 500-летняя часовня.
Вход в церковь напоминает лаз в нору хоббита, такой он круглый и маленький / Элла Дзгоева
Читать на сайте RG.RU

Впрочем, тут некоторые историки и археологи могут снисходительно улыбнуться: исследования здесь ведутся давно, поскольку здешняя Донифарская котловина буквально кишит артефактами. При этом до Владикавказа от нее всего сто километров, но этот путь надо проделать по горам, на уровне облаков, где нет асфальтовых дорог, а подняться можно только на сайгаке... ну или джипе. Именно туда мы и направились.

- Лезгорский некрополь - второй по величине в Северной Осетии, - рассказывает наш гид и эксперт по туризму Роберт Баскаев. Если в самом известном "Городе мертвых" - Доргавсе - насчитывается порядка 90 склепов, в каждом из которых может быть от десяти до сотни погребений, то в Лезгоре - около 60, а всего - до пяти тысяч останков. Зато рядом с селением сохранилась небольшая церковь, возраст которой составляет более 500 лет! Она ни разу не ремонтировалась, и там до сих пор проводятся службы. А в 80-х годах XX века тут сделали удивительную находку: византийский энколпион - ковчег в виде креста с изображением Иисуса Христа. Он оказался пустым, хотя обычно внутри хранились частицы освященной просфоры или мощи святых. Это единственный энколпион такого типа, найденный в Осетии! Он датируется XII-XIII веком, когда в Донифарсе еще ничего не было. Вот и загадка: как появился в горах Кавказа необыкновенный ковчег, а заодно и весь поселок Лезгор?

Нам повезло с гидом. Роберт - неутомимый рассказчик и ходячая энциклопедия во всем, что касается туристических маршрутов и достопримечательностей республики. Чтобы не замерзнуть в горах, поверх футболки он набросил афганский плащ-пончо, а на голову надел широкополую войлочную шляпу, став похожим на коренного жителя далеких Анд.

Тем временем наша машина поднялась уже высоко в горы и скакала по крутым скалистым обрывам не хуже антилопы, заставляя "охать" на каждом повороте. И вот из-за пригорка выросли многоскатные крыши древних склепов Лезгорского некрополя, а под ногами открылся вид на всю солнечную долину Донифарса, на дне которой узкой серебристой змейкой ползла река.

Петербургские археологи нашли остатки храмов домонгольского периода

Вокруг - ни души. Зато величественные горные пики смотрят со всех сторон, подпирая седыми макушками небо. Да и само оно - вот, только руку протяни.

- Смотрите - царгас! - крикнул Роберт. - Это "орел" в переводе с осетинского. А вон еще и еще!

Над нами кружили три белоголовые хищные птицы, причем так близко, что можно было разглядеть их перья и темные глаза.

По свидетельству археологов, люди жили здесь еще четыре тысячи лет назад, а как минимум несколько веков все постройки оставались нетронутыми. Южноамериканский Мачу-Пикчу, точно так же затерянный в горах, ничуть не лучше и вовсе не древнее, уж поверьте!

Мы побродили по разрушенным строениям Лезгора, словно по бесконечному лабиринту, и направились к древним склепам некрополя. Он появился здесь еще в конце XV века и использовался почти до XIX века из-за нехватки плодородной земли в горах, что вынуждало хоронить умерших в склепах, некоторые из которых могут уходить под землю на несколько этажей.

Но в наземной части конструкций есть небольшое оконце (или ход), которое ничем не прикрыто. Внутри - побелевшие черепа и кости. Но картина не вызывает ужаса, а, наоборот, пробуждает почтение и интерес к загадочному месту, таящему останки поколений.

А где же церковь, построенная в Лезгоре 500 лет назад и действующая до сих пор? Без гида не обойтись: по привычке мы ищем заметное здание с куполами, а лезгорский храм совсем не такой. Он представляет собой одиноко стоящую на горе башенку размерами чуть выше человеческого роста и затворяющуюся на крошечную деревянную дверь.

Иконы на стенах - почти все убранство святилища, в котором уже 500 лет проходят службы. / Элла Дзгоева

Вход в святыню напоминает лаз в нору хоббита, такой он круглый и маленький. Приходится ползти.

Внутри стены побелены белой известью, а сама обстановка очень скромная. Посередине в небольшом углублении в стене - деревянный алтарь и железная подставка для свечей. На полу - груда тонких церковных свечек и спички, портативный газовый обогреватель, работающий от баллона. На стенах - иконы святого Николая, Пресвятой Девы Марии и Иисуса Христа. Вот и все убранство. Но видно, что здесь ведутся службы. Свечки, поставленные во здравие и за упо-кой, - горят. Рядом - кипа бумажек, где просители могут записать имена тех, о ком будут молиться священнослужители.

И еще одна маленькая, но важная деталь: на крохотном столике у стены - черно-белая распечатка, на которой изображен энколпион - тот самый ковчег в виде креста. Сама реликвия теперь в музее.

- Эта церковь называется Саттай-Обай, в честь основателя, - рассказывает Роберт Баскаев. - Но сам храм посвящен святому Николаю, которого раньше тут почитали.

И все же в чем разгадка появления здесь самого поселка Лезгор, церкви Святого Николая и ковчега-энколпиона? Поговорив с местными жителями, выяснили, что Лезгор переводится с осетинского как "поселок беженцев". Такую же версию отстаивает в научных статьях кандидат исторических наук сотрудник Института истории и археологии РСО - Алания Владимир Чшиев.

По свидетельствам археологов, появление поселка датируется XV веком, когда на Кавказ и в Закавказье пришли армии Тамерлана. Для аланов это обернулось ущербом гораздо большим, чем вторжение татаро-монголов. Если при последних государство аланов сохранилось, то после удара Тимура - пало. С лица земли оказались стерты целые города, и даже письменность пропала. Численность самих аланов снизилась почти до 20 тысяч человек.

В склепах, высоко в горах, много веков хоронили умерших. / Элла Дзгоева

Именно тогда и появляется в Донифарской солнечной котловине поселок Лезгор, рядом - святилище святого Николая, а позже и церковь. Фактически это одно из тех мест, где сохранилась, а затем заново расцвела культура и цивилизация аланов. И потому каждый клочок земли и строение здесь пропитаны удивительной энергетикой.

А появление в церкви энколпиона, прибывшего аж из Византии, свидетельствует о наличии связей с христианскими государствами в Европе. Уникальный ковчег прошел через сотни рук, и если бы он мог рассказать все, то получился бы детектив длиной в 500 лет.

Мнение

Михаил Мамиев, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории Института истории и археологии РСО - Алания:

- Теория о возникновении Лезгора в результате переселения людей после нашествия Тамерлана, на мой взгляд, слишком фантазийная, если смотреть исключительно с научной точки зрения и сопоставлять все факты. Если же разобрать само название "Лезгор" с точки зрения филологии, чтобы понять его происхождение, то и здесь я сделал бы это с очень большой осторожностью. Вообще, надо понимать, что горы не в состоянии принимать людей больше, чем там уже проживает - природа не прокормит. А в случае с Донифарской котловиной мы можем говорить о численности не более чем 1000 человек. Но и миграционные волны, ротацию местных жителей тоже нельзя исключать - такое могло быть.

Первое издание

В Северной Осетии презентовали Библию на осетинском языке. Священное писание впервые в истории было переведено на национальный язык аланов. Труд специалистов Российского библейского общества и Института перевода Библии занял почти два десятилетия. Презентация Нового и Ветхого Завета в столице региона была приурочена к 1100-летию крещения Алании. В мероприятии принял участие премьер-министр Республики Северная Осетия - Алания Борис Джанаев.

История Северная Осетия