29.09.2022 00:16
Экономика

Россия и Беларусь обсудят взаимное признание лесных сертификатов

Текст:  Светлана Задера
Российская газета - Столичный выпуск: №219 (8867)
Власти России и Беларуси в октябре обсудят признание лесных сертификатов, которые будут доказывать легальность и экологичность заготовки древесины. Ожидается, что в дальнейшем эта система сертификации будет признана и в других странах.
Читать на сайте RG.RU

Ранее российские и белорусские компании проходили сертификацию в международных компаниях FSC и PEFC, но в апреле из-за санкций они приостанавливают действие торговых сертификатов.

"Мы рассматриваем возможность создания национальной системы добровольной лесной сертификации на основе российского законодательства с учетом законодательства "дружественных стран". Основой для создания системы будут корпоративные политики по устойчивому управлению лесами и контролю за цепочкой поставок ключевых компаний - участников рынка. Базой для построения национальной отраслевой системы подтверждения легальности происхождения древесины могут быть ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК", - рассказал "Российской газете" глава Рослесхоза Иван Советников, отметив, что переговоры пройдут в октябре.

По его словам, ведомство в общем заинтересовано в интеграции информационных систем (ЛесЕГАИС, ФГИС ЛК) с зарубежными аналогами. Работа с системой ЛесЕГАИС обязательна для всех участников российского рынка, ведь там они сообщают о сделках с древесиной, это помогает контролировать оборот древесины внутри страны. Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК) начнет свою работу в тестовом режиме только в 2023 году, это один из этапов цифровизации лесного хозяйства России, предполагающей постепенный переход от бумажных документов к цифровым данным.

Замминистра лесного хозяйства Беларуси Владимир Креч подтвердил, что переговоры пройдут в октябре. По его словам, несмотря на санкции, лесную сертификацию необходимо развивать, чтобы компании в будущем могли спокойно опять выйти на зарубежные рынки, в том числе Европы.

Зачем Беларусь развивает все направления промышленности

"Сам сертификат - это половина пути, его сделать легко. Сертификат должен быть признан в других странах, вот здесь основная работа. Сегодня на территории Беларуси есть национальная сертификация, которую мы уже с учетом санкций значительно расширили: сделали цепочки поставок продукции от посадки леса до самой технологически сложной продукции деревообработки", - отметил Креч.

Участники рынка не отмечают влияния прекращения работы международных сертификатов на экспорт, основной фактор влияния - запрет по пятому пакету санкций ЕС, из-за которого многие наименования продукции ЛПК не могут отправляться в страны Евросоюза, отметила президент Национальной ассоциации лесопромышленников "Русский лес" Ольга Калюжная.

"Уже полученные компаниями сертификаты FSC и PEFC продолжают действовать. Единственная организация, которая осуществляет добровольную сертификацию в РФ на сегодняшний день, - "Лесной эталон". Это команда FSC России, которая продолжает поддерживать принципы и стандарты добровольной лесной сертификации", - рассказала Калюжная. Несмотря на отсутствие общей системы добровольной сертификации, проблем в работе российского бизнеса с белорусскими партнерами нет, отметила она.

Легальность и экологичность заготовки древесины в России через добровольную сертификацию уже подтвердили 30 компаний

"Белорусский бизнес сейчас так же активно наращивает экспорт в Китай и страны Азии, в том числе транзитом через Россию. Соответственно, предприниматели сталкиваются с теми же узкими местами: логистические сложности, рост тарифных ставок и загруженность железных дорог", - сообщила Калюжная.

На сегодняшний день "Лесным эталоном" сертифицировано 30 компаний, сертификаты лесоуправления действуют на площади более 118 тысяч гектаров, рассказали в пресс-службе компании. Только белорусская сторона в признании этой системы может быть не очень заинтересована, ведь она связана с компанией FSC, а в Беларуси, как сообщил Креч, сейчас обсуждается возможный отказ от сертификации FSC, даже если организация решит вернуться.

Ресурсы Беларусь Внешняя политика Экология