Кризис школьной истории коснулся всех стран, считает научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Среди проблем, с которыми в новых реалиях сталкиваются школьные учителя, дисбаланс в учебниках национального и общемирового. К слову, в России эта проблема решена почти идеально: 50 на 50. Кроме того, мировую историю в российских школах начинают изучать раньше, чем отечественную.
А во французских школах изучаются всего три страны: Франция, США и Китай. Остальные затрагиваются только по каким-то проблемам. Россия и Германия упоминаются лишь как образец тоталитарного режима в Европе.
Педагогам приходится растолковывать, почему в учебниках написано одно, а в интернете - другое, а также бороться с "историей мифов", внедренной в массовое сознание СМИ.
"Коллега из Индии рассказала, что авторы учебников у них до сих пор спорят, какую роль сыграла Британия в развитии страны, - обозначил Чубарьян одну из тем, которую можно было бы включить в условный список, рекомендованный для школ всего мира. - Эта тема сегодня интересует и ученых стран СНГ, которые обсуждают роль Российской империи в своих странах. И страны Африки, конечно". В этот перечень могут войти истории колониализма, империй, географических открытий, революций, Первой и Второй мировых войн. Идею общих рекомендаций поддержала историк из Стамбульского университета Дуйгу Йениэ Ускуплю.
Познакомив присутствующих с сербскими пособиями для учителей, директор Института новейшей истории Сербии Миле Белаяц, который рассказывал о том, как в учебниках отражаются примирительные процессы после гражданских и других войн, подчеркнул, что у авторов стоят особые задачи, в частности, знать интерпретацию событий в соседних странах.
Известный автор узбекских учебников истории для общеобразовательных школ Узбекистана Василий Костецкий взмолился: "15-17 дат в одном параграфе! Коллеги, давайте пожалеем детей да и их родителей тоже. Историю нельзя бездумно заучивать! Нужно научить размышлять". Педагог предложил вспомнить разработки знаменитого советского учителя из Донецка Виктора Шаталова, автора идеи "опорных конспектов", которые облегчали школьникам подготовку к уроку.