01.10.2022 11:22
Общество

На льдине дрейфующей станции "Северный полюс-41" начали строить первый дом. Скоро открытие городка. Дневник обозревателя "РГ"

Текст:  Татьяна Тюменева (льдина станции "СП-41")
Сегодня, 1 октября, на дрейфующей станции "Северный полюс-41" начались строительные работы. На льдине собирают первый дом. В нем будет расположена метеорологическая лаборатория.
Мы на льдине! Бескрайние дали Северного Ледовитого завораживают. / Татьяна Тюменева/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Рядом - метеомачта с набором датчиков. По плану, уже завтра, 2 октября, когда "СП-41" официально открют, нужно будет передать первые метеоданные именно со льдины (с борта судна "Северный полюс" их передают постоянно). Сначала метеостанция будет работать от переносного генератора, но затем электроэнергию начнут подавать с борта судна.

/ Татьяна Тюменева/ РГ

На метеоблоке, который удален от судна метров на шестьсот, с десяток полярников монтируют щиты домика и мачту. Рядом стоит егерь с оружием, постоянно осматривает горизонт. Это важное правило: без сопровождающего с оружием выход на лед запрещен.

Следующим откроется геофизический блок (его павильон уже готов, и находится на борту). Далее настанет очередь океанологического терминала с майной, в которой будут отбираться пробы. А также ледоисследовательского комплекса. Часть исследований начнут проводить только с борта судна, в том числе геологические. Оборудование, с помощью которого будут брать пробы грунта со дна Северного Ледовитого океана, - гигантских размеров. Его невозможно да и незачем перемещать на льдину.

"Развертывание станции займет две-три недели. При условии, что судно будет стабильно сохранять позицию во льду, - отметил Кирилл Фильчук, начальник экспедиции "СП-41". - Всякое бывает: сильный ветер может сорвать швартовые, и тогда судно начнет выдавливаться из канала, в который вошло. В этом случае придется тратить время на укрепление положения судна".

Домики на льду ставят типовые, из щитов. Они отличаются по площади. В среднем размер два с половиной на шесть-семь метров. Собственно, как это и было на "СП-40" (2013 год), и на предыдущих станциях.

/ Татьяна Тюменева/ РГ

"Выбрали именно такие потому, что они традиционно используются и достаточно надежны в эксплуатации, что подтвердило время, - уточнил начальник экспедиции. - Да, есть более современные конструкции, но, чтобы им доверять, они должны пройти апробацию в реальных полевых ледовых условиях. Мы не стали рисковать и остановились на проверенном варианте. К тому же неоднократно у полярников был печальный опыт, когда на земле новинка показывала себя прекрасно, а в реальных арктических условиях с ней появлялись серьезные проблемы".

Поскольку льдина выбрана очень хорошая ("Даже лучше, чем можно было ожидать в это время и в этом районе", - добавил Фильчук), то есть надежда, что полярники смогут сделать взлетно-посадочную полосу для самолетов. Прилет авиации позволит провести ротацию кадров и завезти необходимые грузы.

Корреспондент "РГ" побывала на льдине. Дело - это не такое простое, как кажется. Возле судна - пока что ненадежный лед. Так что с борта на "землю", то есть на льдину, людей спускают и поднимают в корзине с помощью подъемного крана. Вот такое маленькое путешествие. Но боцман "Северного полюса" Анатолий Борисенко справился отлично. Корзина поднималась очень плавно.

Пейзаж - завораживает. Бескрайние дали Северного Ледовитого. Местами небольшие участки торосов. Классическое белое безмолвие.

Первые шаги на льдине. Наверно, они не отличаются от тех, что сделали бы по Ладожскому озеру или Финскому заливу. Но бесконечность белого и стоящий во льду "Северный полюс" - яркий, красный - действительно похожий на кашалота - дают знать. Это очень дальний Север. И очень завораживающий!

Что касается направления дрейфа, то пока медленно идем в восточную сторону. Это не означает, что так будет постоянно. Льдины могут выписывать очень замысловатые пути.

- Грубо говоря, сегодня идем в сторону Канады, завтра - в сторону Гренландии, послезавтра - Чукотки. Льдина не двигается прямолинейно. Но в целом общее направление на север, - пояснил начальник экспедиции.

Те, кто уже дрейфовал на "СП", вспоминают, что порой через какое-то время льдина возвращалась на место, где была ранее. Узнается это, прежде всего, по приборам. Ведь пейзаж "за окном" не меняется. Все те же бескрайние дали белого безмолвия.

Все материалы сюжета "Первая экспедиция ледостойкой платформы "Северный полюс" в Арктику: Дневник обозревателя "РГ" читайте здесь

Санкт-Петербург Наука