04.10.2022 13:00
Воронеж

Эффективность ОЭЗ напрямую зависит от поддержки властей

Текст:  Денис Антипов (генеральный директор УК ОЭЗ "Доброград-1")
Российская газета - Экономика Центрального округа: №223 (8871)
Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России развиваются с 2005 года - именно тогда был принят закон, упорядочивший принципы их создания и функционирования. Но за последние несколько лет появилось в три раза больше новых промышленно-производственных зон, чем за весь период их существования. И заявки на создание новых зон поступают в Минэкономразвития регулярно.
Читать на сайте RG.RU

Несмотря на то что новых законов и документов, связанных с ОЭЗ, в последнее время было много, основной нормативный акт - Федеральный закон от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" - к сожалению, давно существенно не менялся. У Минэкономразвития есть идеи точечной корректировки работы ОЭЗ - многие из них вошли в законопроект, который сейчас дорабатывается в Госдуме. Последняя его редакция содержит два важных нововведения: упрощение доступа в ОЭЗ для партнеров действующего резидента по соглашению о взаимном производстве и предоставление предприятию, которое поставляет импортозамещающую продукцию, возможности воспользоваться режимом свободной таможенной зоны и не платить НДС на объем продукции в рамках таких поставок. Управляющая компания особой экономической зоны "Доброград-1" активно следит за этими изменениями и рассчитывает, что уже осенью этот законопроект будет принят.

Среди других важных инструментов стоит назвать промышленную ипотеку, постановление о которой вышло 6 сентября. Бизнес-организации могут пользоваться ею для приобретения и улучшения объектов недвижимого имущества. Если предприятие получит ипотеку целевым назначением под выкуп того или иного помещения, это позволит сократить сроки запуска предприятия: чем раньше стартует бизнес, тем раньше будут созданы рабочие места, произведена добавленная стоимость и выплачены налоги. Вероятность того, что предприятие получит одобрение промышленной ипотеки, а руководство потратит их на личное обогащение или отдых за границей, стремится к нулю: освоение средств контролируется Минпромторгом, банками и другими органами. Механизм контроля уже заложен в самом проекте (если выяснится, что в процессе строительства вы существенно отклонились от плана, банк просто пересчитает льготные проценты на обычные, и вы обязаны будете выплатить кредит по общей коммерческой ставке).

Роль государства в развитии ОЭЗ крайне важна - законодательство и поддержка властей напрямую влияют на эффективность особых экономических зон. Один из ключевых критериев эффективного развития - инфраструктурное обустройство ОЭЗ. Проще говоря, на пустом участке земли вы должны создать современный промышленный город. Строительство инфраструктурных объектов, взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, выполнение требований контрольно-надзорных ведомств - сложная административная задача, которая требует высочайшей квалификации сотрудников и значительного финансирования. Здесь государство может помочь, упростив процедуры и нормативно-правовые акты, определяющие порядок строительства инфраструктурных объектов в ОЭЗ, присоединения инженерных сетей резидентов к готовым объектам, решения вопросов таможенной инфраструктуры. Одно только разрешение на строительство можно получать полгода - столько же занимает сама стройка. Практика других отраслей показывает, что разрешение на строительство можно получить за неделю. В ОЭЗ тоже важно стремиться к таким показателям. Еще один пример - выдача технических условий. С момента запроса должно пройти не более 24 (!) месяцев - такой срок зафиксирован в нормативных актах. В реальности он составляет чаще всего от двух до шести месяцев. Тем не менее властные органы имеют полное право предоставить ТУ через два года - ни о каком быстром развитии говорить не приходится. Подобная ситуация наблюдается и при других процедурах. От оптимизации нормативно-правовых актов напрямую зависит эффективность особой экономической зоны.

Не менее важен и вопрос финансирования: сегодня УК может развивать площадку за счет регионального бюджета либо собственных средств. Специальные финансовые продукты (условно говоря, длинные дешевые деньги) для создания инфраструктуры и привлечения резидентов позволили бы создать комфортные условия для реализации проектов. Следом потянутся и рабочие места, и востребованная продукция с высокой долей добавленной стоимости.

Законодательство и поддержка властей напрямую влияют на эффективность особых экономических зон

Интересно наблюдать за тем, как меняется отношение бизнеса к работе в ОЭЗ. Предприниматели начинают понимать, что в России есть площадки с преференциальными условиями ведения бизнеса. И когда инвестор задумывается о реализации нового проекта или масштабировании, он прежде всего рассматривает специально подготовленные для промышленности территории: ОЭЗ, технопарки, индустриальные парки, кластеры, ТОСЭР и моногорода. Институт особых экономических зон дает максимальный набор преференций прежде всего для среднего и крупного бизнеса.

Предпринимательская деятельность в ОЭЗ востребована благодаря сниженным административным рискам, тренду на развитие здорового партнерства и формирование уникальной бизнес-среды в условиях дружественного администрирования. Поддержка государства и обновление нескольких ключевых нормативно-правовых актов помогут ускорить реализацию инвестпроектов на таких площадках.

Воронеж