04.10.2022 13:40
Общество

Молодые ученые Евразийского НОЦ прошли стажировку в Томском политехе

Текст:  Гульназ Данилова (Уфа)
30 молодых ученых по направлению Центра развития компетенций Евразийского НОЦ вернулись из недельной стажировки в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ).
/ Пресс-служба Евразийского НОЦ
Читать на сайте RG.RU

В составе групп они прошли весь процесс проектирования новой модели управления современными образовательными программами с применением актуальных тенденций и инструментов: учитывалась целевая аудитория образовательного продукта и результат от внедрения новых учебных траекторий. Особый акцент был сделан на взаимодействие вуза и индустриальных партнеров. В финале участники защищали свои проекты перед экспертами Томского политеха, которые постарались передать свой опыт и наработанные компетенции молодым ученым Евразийского НОЦ.

- Томск - город с повышенной концентрацией университетов, научных институтов и студентов, город с большими научными традициями. Почему стажировка проходит в Томском политехническом университете? Все просто: ТПУ - вуз с сильными инженерными научными школами. Университет в своих образовательных продуктах и проектах активно использует мировой опыт научно-образовательной деятельности, специалисты вуза проводят серьезные научные исследования, - прокомментировала руководитель Центра развития компетенций управляющей компании НОЦ София Сайфуллина. - Нашим коллегам интересен такой опыт внедрения новых, гибких образовательных программ, которые реализуются в тесной взаимосвязи с индустриальными партнёрами. В рамках стажировки с коллегами из уфимских вузов мы обсуждаем и работаем над созданием новых направлений, которые могут быть встроены в образовательную деятельность вузов Евразийского НОЦ.

В рамках стажировки молодые ученые НОЦ посетили три вуза: Научно-исследовательский Томский политехнический университет, Научно-исследовательский Томский государственный университет, а также Томский университет систем управления и радиоэлектроники.

Уфимские исследователи ознакомились с работой ядерного реактора Томского политеха - уникального в своем роде, ни в одном другом вузе ничего подобного нет. Ежегодно на реакторе проходят теоретическое и практическое обучение более 400 студентов. Они проводят научные исследования по ядерной физике и медицине. Эксперты отметили, что такой подход к организации обучения и приобретенные навыки дают возможность выпускникам стать востребованными специалистами в госкорпорации "Росатом".

/ Пресс-служба Евразийского НОЦ

- Пример организации получения образования в исследовательском реакторе показателен. В Башкортостане у вузов тоже есть индустриальные партнеры. Студенты могут посещать предприятия и изучать документацию, но получить реальный доступ к цехам или отдельным подразделениям и тем более проводить исследования сложно, - говорит доцент кафедры безопасности производства и промышленной экологии УГАТУ, кандидат химических наук, Наталья Кострюкова.

Директор Евразийской политехнической школы УГНТУ Денис Гулин подчеркнул, что основная цель стажировки - перенять опыт подготовки инженерных кадров в Томских вузах.

- Наша команда, используя опыт Томского вуза, занимается разработкой реальной модели технологической магистратуры, запуск которой планируется на базе Евразийской политехнической школы в УГНТУ с 2023/2024 учебного года, - объяснил Денис.

В ТПУ на базе центра "Хериот-Ватт" совместно с индустриальным партнером "Газпром-Нефть" создан НОЦ. Здесь студенты работают над исследованиями по запросам компании, а преподаватели получают доступ к бизнес-проектам. Такая синергия дает возможность адаптации образовательных продуктов под запросы реального сектора экономики.

/ Пресс-служба Евразийского НОЦ

Эксперты Томского политеха также поделились своими практиками внедрения онлайн магистратуры на площадке Coursera и Нетология и развитием образовательных технологий в области цифровой химии, биоинформатики.

В заключительный день стажировки ученые из Башкирии защищали перед экспертами Томского политеха свои проекты по разработке модели образовательного продукта, которые должны качественно улучшить не только получение новых знаний, но и учесть потребности ключевых участников образовательного процесса: студента, преподавателя, ученого и индустриального партнера.

Каждая из групп работала над своей задачей. Нашими учеными были выбраны такие темы, как проектное обучение, оценка качества программы, прикладная магистратура и дополнительные образовательные услуги.

Так, "Программа проектного обучения" предполагает создание консорциума из трех вузов Евразийского НОЦ и предприятия Роскосмос. По мнению команды молодых ученых, такая коллаборация поможет более качественно подавать технические знания, в результате чего индустриальные партнеры будут заинтересованы в выпускниках вузов.

Проект "ПредВУЗ" предполагает выстроить расширенную модель довузовской подготовки университета, куда войдут школы, вузы Евразийского НОЦ, индустриальные партнеры и центры занятости. Одним из элементов программы станет использование профориентационной работы и внедрение специальных образовательных сертификатов для абитуриентов, что, по мнению команды, позволит повысить средний балл ЕГЭ и снизить отток абитуриентов в другие регионы.

/ Пресс-служба Евразийского НОЦ

Авторы проекта "Оценка качества образовательных программ" уверены, что создание универсальной модели оценки качества программ как со стороны вузов, так и со стороны министерства науки и образования и предприятий реального сектора экономики позволит достичь нескольких целей. Во-первых, сократить невостребованные образовательные программы, во-вторых, сэкономить затраты на ресурсы и содержание учебных программ и в-третьих, на основе такой оценки можно будет создать рейтинг вузов с наиболее востребованными образовательными программами у работодателей.

"Модель прикладной магистратуры", которую создала четвертая управленческая команда, ставит задачей удовлетворение потребностей вузов, студентов и работодателей. Вуз получит увеличение количества проводимых в университете НИОКР и привлечение к образовательным программам экспертов из индустрии. Студенты получат опыт участия в реальных проектах, что даст понимание и в карьерной траектории после выпуска. У индустриальных партнеров свои плюсы: в результате реализации новой модели будет создана большая "воронка" потенциальных сотрудников. Таким образом, университет для предприятий станет полигоном для тестирования перспективных проектов, а выпускник - готовым специалистом для предприятия.

Планируется, что заявленные в качестве проектов модели образовательных инициатив участники стажировки будут реализовывать в университетах Евразийского НОЦ. Эксперты из Томского политеха дистанционно продолжат сопровождать команды и оказывать экспертную поддержку.

В тему

Стажировки - в рамках деятельности Евразийского НОЦ - студентов и молодых ученых республики в ведущих научно-образовательных организациях проводятся по поручению главы Башкортостана Радия Хабирова. В группу из 30 человек вошли представители Башкирского государственного аграрного университета, Башкирского государственного университета, Уфимского государственного авиационного технического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета и Башкирского государственного медицинского университета. Это руководители образовательных программ и подразделений, преподаватели, молодые ученые, ведущие специалисты, занимающиеся проектированием и организационно-методическим обеспечением образовательных программ.

Наука Образование Башкортостан Башкортостан Пермский край Кировская область Марий Эл Мордовия Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Татарстан Удмуртия Ульяновская область Чувашская республика