Вице-премьер РФ Александр Новак также сообщил, что страны альянса договорились продлить соглашение ОПЕК+ до конца 2023 года.
Для России, как и для многих других стран-участников нефтяной сделки, решение сократить добычу нефти во многом окажется формальным. Суммарно отставание членов альянса от квот, установленных на сентябрь ОПЕК+, по данным Центра развития энергетики, составляло 3 млн баррелей в сутки. Поэтому многим участвующим в соглашении государствам лишь придется скорректировать собственные планы по добыче нефти на конец текущего года.
Например, квота добычи России на сентябрь - чуть более 11 млн баррелей в сутки без газового конденсата, а добывалось в нашей стране около 10,7 млн баррелей в сутки. Учитывая принятое ОПЕК+ решение, нам придется снизить производство приблизительно на 200 тысяч баррелей в сутки. Для сравнения, в августе Россия добывала, по словам Новака, 9,9 млн баррелей в сутки.
Также решение ограничить производство ставит крест на надеждах Евросоюза найти замену российской нефти, импорт которой будет запрещен в страны ЕС с 5 декабря. Заместить нашу нефть у них получится, только перебивая цену поставок в Азиатско-Тихоокеанский регион, а не за счет дополнительных объемов нефти, появившейся на рынке. А это неизбежно приведет к росту мировых котировок барреля.
Плохая новость это и для США, которые активно пытались давить на страны Ближнего Востока, чтобы те продолжали рост производства. США сейчас готовятся к промежуточным выборам (в начале ноября 2022 года) в палату представителей и сенат. Демократам для победы нужно снизить цены на топливо внутри страны, для этого из стратегического резерва было решено высвободить более 180 млн баррелей нефти. Но резервы не безграничны, и в определенный момент их придется опять наполнять. А это будет означать увеличение спроса и рост цен на нефть, возможно, сразу после выборов. Причем пополнять резервы руководству страны придется на растущих котировках.
По некоторым оценкам, уже этой зимой цены на нефть могут преодолеть барьер в 150 долларов за баррель, несмотря на рецессию в мировой экономике. Для всех крупных импортеров нефти и нефтепродуктов это будет означать рост цен на топливо и усиление инфляции, которую придется сдерживать не самыми популярными у населения методами.
Но, конечно, проблемы США не сравнятся с европейскими. Америке не угрожает дефицит нефти, более того, на росте котировок компании из США смогут даже заработать, поставляя сырье в Европу. Российская нефть после 5 декабря продолжит туда поступать только по нефтепроводу "Дружба", а это около трети от ранее импортируемых ЕС объемов.
Причем, как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, Германия и Польша, снабжаемые по северной ветке трубопровода "Дружба" (через Беларусь), взяли на себя обязательства прекратить импорт нефти по этому маршруту к концу 2022 года. По южной ветке российскую нефть получают Чехия, Венгрия и Словакия. На них приходится около трети трубопроводных поставок российской нефти в Европу. Это относительно скромные объемы, и потенциала роста у них нет, считает эксперт.
А вот для стран - экспортеров нефти решение ОПЕК+ со всех сторон позитивно. Оно позволит удержать нефтяные цены на высоком, приемлемом для участников альянса уровне, а также сохранить баланс спроса и предложения на рынке. С начала осени котировки перешли к снижению и опускались ниже 90 долларов за баррель марки Brent. Риск дальнейшего снижения цен возрастает по мере постепенного входа мировой экономики в рецессию, а также из-за снижения спроса на нефть в Китае - крупнейшем импортере сырья - в результате политики "нулевой терпимости" к новым вспышкам заболевания COVID-19 и введения точечных локдаунов.
Также на нефтяной рынок оказывало сильное давление ужесточение монетарной политики Федеральной резервной системы (ФРС) США, которая в пятый раз в нынешнем году повысила базовую процентную ставку. Это способствует укреплению доллара и препятствует инфляции, но работает на снижение нефтяных цен, которые определены в долларах, отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.