05.10.2022 04:20
В мире

Водителей в Кыргызстане обяжут показывать полис ОСАГО инспекторам

В правительстве сделали последний шаг на пути внедрения в стране ОСАГО
Текст:  Артем Петров (Бишкек)
Российская газета - Экономика Кыргызстана: №224 (8872)

С первого января 2023 года страховать автомобили должны будут все владельцы движимого имущества. / Влад Ушаков
Читать на сайте RG.RU

В министерстве экономики и коммерции Кыргызстана представили поправку в законодательство республики, которая позволит правительству запустить в полноценном режиме систему обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО). В правила дорожного движения КР внесут дополнение, обязывающее по требованию инспекторов патрульной службы передавать для проверки страховой полис.

В настоящее время в обязательном порядке процедуру страхования в Кыргызстане проходят автомобили, зарегистрированные за рубежом, но находящиеся в республике, а также государственный транспорт, грузовики и машины, которые используют для перевозки пассажиров. С первого января 2023 года это должны будут делать все без исключения владельцы транспортных средств.

Туристов в Киргизии освободят от волокиты и нужды искать транспорт

Однако, как отмечают в минэкономики, законы о страховании движимого имущества, здоровья и жизни водителей и пассажиров не исполняются в должной мере. Причина - отсутствие у инспекторов патрульной службы права требовать для проверки страховые полисы. В правилах дорожного движения республики (пункт 2.1.1) говорится об обязанности водителей транспортных средств предоставлять им только водительское удостоверение, техпаспорт, путевой лист и бумаги на перевозимый груз в установленных законом случаях.

- Отсутствие страхового полиса в списке документов приводит к долгим судебным разбирательствам потерпевшей стороны с виновником ДТП. Этого можно было бы избежать в случае страхового возмещения, - пояснили корреспонденту "РГ" в министерстве.

В ведомстве предлагают дополнить пункт 2.1.1 правил дорожного движения Кыргызстана абзацем следующего содержания: "страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика опасных грузов или гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами, при осуществлении перевозки пассажиров за оплату или по найму...".

После того как это произойдет, процесс внедрения в республике системы ОСАГО можно будет считать завершенным. Ранее, напомним, в кабмине утвердили размеры страховых сумм и базовой страховой премии.

МВД Киргизии отчиталось о результатах проверки автошкол

Закон об ОСАГО в Кыргызстане можно назвать многострадальным. Документ приняли еще летом 2015-го. Вступить в силу нормативно-правовой акт должен был в 2016-м, однако дату перенесли на начало 2019-го, а потом правительство приняло решение о поэтапном вводе в действие нормативно-правового акта.

Был установлен следующий график: с июля 2021-го полис ОСАГО должны приобретать владельцы автомобилей, находящихся на территории республики, но зарегистрированных за рубежом, с января 2022-го - государственного транспорта, грузовых машин и тех, на которых осуществляются перевозки пассажиров. С первого января 2023-го это требование начнет действовать и в отношении владельцев частных авто.

Справка "РГ"

Согласно постановлению правительства КР, установлены следующие лимиты ответственности по договору обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств: смерть пострадавшего в ДТП - 300 тысяч сомов; инвалидность I группы - 200 тысяч, II - 150 тысяч, III - 100 тысяч; инвалидность ребенка - 200 тысяч.

Травма без установления инвалидности - в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 100 тысяч сомов.

Вред имуществу пострадавших - в размере причиненного вреда, но не более 150 тысяч сомов каждому пострадавшему и не более 450 тысяч всем пострадавшим.

По официальным данным, базовая стоимость полиса ОСАГО составляет около 1700 сомов. Она увеличивается или уменьшается в зависимости от пяти коэффициентов, применение которых зависит от вида автотранспортного средства, его максимальной массы и объема двигателя, возраста и стажа водителя, срока страхования, наличия диагностической карты.

Как говорится в сообщении правительства КР, размеры страховых сумм установлены с учетом опыта государств-участников Евразийского экономического союза, в которых ОСАГО действует на протяжении многих лет. "При этом в расчетах были учтены показатели уровня жизни населения в республике", - пояснили в кабмине.

Кыргызстан