Завесили темными полотнищами часть зала - играем Чехова. Открыли зеркальную стену - добро пожаловать, Шекспир. Десять дней здесь проходила уникальная актерская лаборатория, в которой лицедействовали студенты столичного ГИТИСа и Нижегородского театрального училища (НТУ) имени Евстигнеева.
Они прибыли большой командой - 34 третьекурсника, мастера и педагоги, московские и нижегородские. Студентов сразу разделили на две группы, перемешали столицу и провинцию и погрузили на полторы недели в творчество. Иногда, если возникала необходимость, репетировали круглосуточно. Знакомство, пробы, мастер-классы, освоение драматургического материала, не самого простого, заметим. Финалом лаборатории стали эскизы спектаклей "Чайка" (режиссеры Тарас Белоусов и Екатерина Николаева, ГИТИС) и "Гамлет" (режиссер Леонид Чигин, НТУ). Итоговый показ состоялся 21 сентября с участием ректора ГИТИСа Григория Заславского, представителей министерства культуры Нижегородской области, а также театральных критиков и журналистов.
Сценическое пространство, если так можно назвать просторный зал с вызывающе красным роялем, дубовым паркетом и зеркалами для занятий танцами, - огромное, вольготное, разделенное балконом на два этажа. Это отдельный вызов - освоить такого рода "сцену".
- Пространство в ширину очень большое, но тем интереснее было в нем размещаться, находить какие-то решения с балконом. В "Чайке" от зеркала решили полностью отказаться, а в первой сцене "Гамлета", мне кажется, зеркала создавали атмосферу, - рассказал Максим Белошаньгин, занятый в "Гамлете".
Сорокаминутная "Чайка", как ее представили москвичи, вся собрана из этюдов, которые приносили студенты. На первые читки приезжал декан актерского факультета Тарас Белоусов, он же назначил исполнителей на роли. Подключились педагоги, началась работа: открывали ребятам персонажей, поправляли их, вместе разбирали сделанное. Студенты сдружились, сплотились настолько, что невозможно было различить, кто из вуза, кто из училища, они в хорошем смысле перепутались. Школа-то одна!
- Все - из гнезда Станиславского, - напомнил на показе мастер ГИТИСа Алексей Шейнин.
В итоге все пришлось ко двору: и красный рояль, задействованный в озвучке треплевского спектакля, и гимн нынешних приверженцев самодеятельности "Песня о Безумной Маше", прозвучавшая в начале эскиза, и балкон с постоянным кипением пластической жизни. "Чайка" получилась очень смешная (впрочем, она и есть комедия), светлая, сыгранная раскованно и радостно, со множеством новых идей и находок. И даже самые знакомые реплики - ну, хотя бы "это траур по моей жизни, я несчастна" или "у вас, ваше превосходительство, голос сильный, но противный" - прозвучали со свежими точными интонациями, словно только что сказаны.
- Наш курс впервые приехал на такую лабораторию, - поделилась Валерия Дорохова. - Нас как будто кинули в воду с незнакомыми людьми, и нужно научиться плавать вместе с ними. Конечно, педагоги сделали невероятное, все это их заслуга. Получилась очень интересная и светлая постановка - и про первую любовь, и про предательство, и про то, что даже в темные времена всегда есть свет.
Возможно ли освоить за десять дней "Гамлета"? Вопрос однозначно риторический. Тем не менее команда, которая работала с Шекспиром, показала несколько сцен, разведенных режиссером Леонидом Чигиным уже и по разным этажам фестивального корпуса. Представьте: помещение турбазы также актерствует, ибо узкое фойе играет роль зала для приемов в замке. За длинным столом с тарелками и пирожками смешались актеры, их мастера и педагоги со зрителями. Аплодисментами (вместо церемониальных труб) встречают Короля, Королеву, Гамлета и прочих действующих лиц. Такова вторая сцена первого акта.
И все это - под джаз. Фоном звучит Notturno Blues, написанный в 1961 году итальянским джазовым пианистом Джорджио Гаслини для фильма Антониони "Ночь". Очень неожиданное, очень тонкое и будоражащее пересечение с атмосферой старого итальянского кино, подсказанное одним из студентов.
Гамлетов в эскизе два - Алексей Шеффер и Даниил Молоканов. В завершающей сцене они вдвоем исполняют "Быть или не быть" под перкуссию на 19-литровой пустой бутыли. И здесь много свежих идей и находок, убеждающая актерская игра, хорошее взаимодействие исполнителей, работа в ансамбле. Бережно, классно, смело!
- Сделана титаническая работа, - считает Алексей Шеффер. - Наши педагоги дали нам абсолютную свободу в том, что мы делаем и совместно развиваем. Творческий свободный дух вывел нас на новое понимание того, как можно за десять дней собрать такие сложные вещи, с которыми надо разбираться годами.
Посмотрим, например, как готовилась "мышеловка" - самая комичная сцена представленного эскиза "Гамлета" с ярким пластическим решением. Ее исполнили Максим Белошаньгин и Марина Даниелян.
- Не хотелось, чтобы эта очень смешная сцена потеряла свой юмор, - рассказал Максим. - Вариантов было много: сделать сцену в виде оперы, сыграть как барельефы на стене... Все это обсуждали с Леонидом Чигиным. Сцену сделали вместе с педагогом Русланом Насибулиным (ГИТИС), четыре часа "разводили" движения. Но дальше с подсказки режиссера начался самый сложный процесс: из множества придуманных движений нужно было вычленить все ненужные элементы. Истинно верное решение мы нашли буквально за сутки до показа.
Актерская лаборатория ГИТИСа - вторая после режиссерской гитисовской же, которая прошла минувшим летом в Нижегородском театре драмы им. Горького. "Российская газета" подробно рассказала об этом в номере от 31 августа.
Тогда же был анонсирован и актерский интенсив. Для театрального вуза это не первый опыт. Подобный загородный интенсив успешно проводится институтом совместно с факультетом искусств Тамбовского университета. Именно успех этого сотрудничества подтолкнул руководство ГИТИСа к развитию подобного взаимодействия в других регионах.
- Студенты после таких курсов возвращаются совершенно другими, рождаются новые театральные и учебные идеи, дипломные спектакли, - рассказал Григорий Заславский. - Поэтому мы предложили идею такой совместной смены руководству Нижегородской области. Впервые в лаборатории участвовали два учебных заведения разных ступеней - институт и училище. Оба показа получились очень интересными и представили замечательную способность двух институций сотрудничать и находить профессиональное взаимопонимание.
Справка "РГ"
В лаборатории участвовали студенты третьих курсов (от НТУ - курс заслуженного артиста РФ Александра Мюрисепа, от ГИТИСа - курс народного артиста РФ Алексея Шейнина). Для них состоялись мастер-классы по сценической речи, мастерству актера и сценическому движению под руководством педагогов Тараса Белоусова, Екатерины Николаевой, Людмилы Гарницы, Руслана Насибулина (все - ГИТИС), а также Леонида Чигина, Ольги Рязановой и Марии Кашиной (все - НТУ).