В связи с уходом нескольких западных компаний, производивших асептическую упаковку для молока, соков и других продуктов, а также ограничение поставок картона из-за рубежа, весной образовался дефицит. Однако, по словам экспертов, на сегодняшний день он преодолен. Сейчас российские производители активно наращивают производство.
"Уход из России крупных западных компаний, производящих упаковку, вызвал предположения о возможном дефиците упакованной молочной продукции, - говорит руководитель направления Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Наталья Худякова. - Однако отечественные производители имеют достаточные запасы сырья и материалов для удовлетворения спроса".
"В целом в настоящее время дефицита упаковки на рынке не наблюдается, - отмечает генеральный директор объединения "Союзмолоко" Артем Белов. - Около 30 процентов питьевого молока у нас фасуется в картонную упаковку, которая ранее изготавливалась в России, но из импортных компонентов. Сегодня компании перестраиваются на закупку российского картона. Его поставляют Светогорский ЦБК, который производит картон для упаковки жидких пищевых продуктов, и крупнейший производитель бумаги в стране - предприятие "Монди" в Сыктывкаре. Те, кто не работает по тем или иным причинам на российском картоне, ищут альтернативных поставщиков из дружественных стран или увеличивает выпуск продукции в другой упаковке".
По словам экспертов, российский рынок упаковки на сегодняшний день является одним из самых быстрорастущих. Эта тенденция сохранится, как минимум, до 2025 года. По прогнозам, он будет расти на 8-10 процентов в год. Увеличится и объем производства экоупаковки. Это связано, в первую очередь с тем, что с 2025 должны заработать нормативы, по которым производители упаковки будут обязаны самостоятельно утилизировать свою продукцию или платить экосборы. Такие нововведения должны стать стимулом для производства большего объема экоупаковки. По прогнозам экспертов Россельхозбанка, к концу 2025 года доля экоупаковки составит более половины от всего объема выпускаемой упаковки.
Вопреки популярному мнению о том, что в перспективе производители будут наращивать объемы стеклянной тары, эксперты не разделяют такую точку зрения.
"Вряд ли возможен массовый возврат к стеклянным бутылкам, - считает Артем Белов. - Это ненадежная тара, не позволяющая обеспечить длительные сроки хранения, использование стекла вызывает сложности в обороте в связи с хрупкостью. Кроме того, переход с картонной упаковки на стеклянную тару потребует полной замены фасовочных линий. В советское время была развита система возврата стеклотары, но сейчас она утрачена, и нужно либо создавать ее заново, либо быть готовым к утилизации огромного количества отходов".