Раньше госконтроль и надзор за соблюдением обязательных требований к содержанию лифтов вели Ростехнадзор и ряд других органов власти. Однако с июля 2021 года ведомства лишились этих полномочий. Сейчас контролировать безопасность лифтов не имеет права ни одно ведомство, что, как неоднократно отмечали эксперты, может привести к трагедиям.
В Минпромторге в ответ на запрос "РГ" с просьбой разъяснить ситуацию, сообщили, что Ростехнадзором разработан и внесен в Госдуму законопроект, предусматривающий в том числе осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к лифтам на стадии эксплуатации.
В конце сентября законопроект был принят Госдумой в первом чтении.
В Минэкономразвития сообщили, что законопроект закрепляет федеральный госконтроль и надзор за лифтами за Ростехнадзором. Оба министерства поддерживают этот законопроект.
В Минэкономразвития добавили, что в соответствии с техрегламентом Таможенного союза "Безопасность лифтов", утвержденным решением Комиссии Таможенного союза, все лифты, вводимые в оборот на территории Союза, должны пройти сертификацию. Также заявитель на основании положительных результатов оценки оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.
Эта декларация прикладывается к каждому паспорту лифта, который хранится весь срок его эксплуатации.
Кроме того, в ведомстве отметили, что выполнение работ по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт, являются объектом госжилнадзора. Также правительством утверждены Правила проведения технического расследования причин аварий на лифтах, подъемных платформах для инвалидов, пассажирских конвейерах (движущихся пешеходных дорожках), эскалаторах (за исключением эскалаторов в метро) - по каждому факту проводится техническое расследование причин аварии на опасном объекте, в том числе с лифтами.