Ставка на интеллект. Искусственный
Павел Геннадьевич, ваш фонд объявил о запуске нового конкурса "Внедрение - искусственный интеллект". Какие цели он преследует?
Павел Гудков: Сегодня инновационные проекты могут сталкиваться со снижением спроса. В текущей экономический ситуации заказчики сдвигают планы по внедрению инновационных, а значит, высокорисковых разработок на более поздний срок. Перераспределяют средства на консервативные направления.
Новый конкурс направлен на то, чтобы малые предприятия - разработчики ИИ-решений - могли предлагать более гибкие условия. Например, сделать скидку. А недополученные доходы как раз и возместит Фонд содействия инновациям.
Почему конкурс ориентирован именно на внедрение ИИ-решений?
Павел Гудков: Доверие к технологиям искусственного интеллекта растет. И все больше компаний их осваивают.
По оценкам Центра стратегических разработок "Ростелекома", более 85 процентов крупных российских организаций использовали в том или ином виде ИИ-решения для оптимизации бизнес-процессов. Они видят, что применение технологий искусственного интеллекта ведет к улучшению скорости, качества результатов, экономической эффективности и персонализации решений.
Если говорить о потенциале развития рынка, то сейчас около 40 процентов компаний, не использующих искусственный интеллект, говорят о планах по его внедрению. Это огромное поле для совместной работы. И наш фонд как раз способствует тому, чтобы ИИ-решения находили своего покупателя и получали распространение.
Обострить компьютерное зрение
Каким условиям должны соответствовать компании, претендующие на грант?
Павел Гудков: Как я уже сказал, финансирование предоставляется малым предприятиям - разработчикам решений в сфере искусственного интеллекта.
И тем, кто уже планирует их внедрение в организациях-заказчиках - госучреждениях, корпорациях или, например, в сети частных клиник.
За счет средств гранта можно заняться продвижением, маркетингом и реализацией технологического проекта, развитием материально-технической базы, подготовкой кадров. Или создать новый функционал для выхода на рынки.
Вот так любое малое предприятие взяло и подало заявку на участие в конкурсе?
Павел Гудков: Подать заявку может любое. Но для победы нужно подтвердить комиссии наличие готового к внедрению решения, оформленной интеллектуальной собственности.
А также - достаточно ли у предприятия материально-технического оснащения для его реализации. Компания должна показать, что уже имела опыт продаж продуктов в технологии искусственного интеллекта в той же, что и планируемая к внедрению. Объем продаж за последние три года должен быть не меньше средств гранта.
Искусственный интеллект - поле широкое. На какой проект прежде всего обратит внимание комиссия?
Павел Гудков: Самое важное - проект должен предполагать использование и развитие технологий искусственного интеллекта: компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений, перспективные методы искусственного интеллекта.
При отборе победителей будут оценивать инновационность и перспективность внедряемого ИИ-решения, возможности его развития. И квалификацию команды, которая будет задействована в проекте.
Приз - 50 миллионов
И что получает победитель?
Павел Гудков: Размер гранта - до 50 миллионов рублей. Причем софинансирование самого грантополучателя не требуется.
Важно только отметить, что после получения гранта компания-разработчик должна обеспечить внедрение искусственного интеллекта на сумму, как минимум в два раза превышающую госфинансирование.
Поддержка подобных проектов началась в прошлом году. Есть ли результаты?
Павел Гудков: Фонд под задачи федерального проекта "Искусственный интеллект" разработал целую линейку специализированных конкурсов.
Среди них есть базовые, относящиеся к традиционным программам фонда для поддержки проектов по разработке и развитию продуктов стартапов и малых предприятий: "Старт-ИИ", "Развитие-ИИ" и "Коммерциализация-ИИ".
Также были созданы уникальные инструменты - гранты стартапам на прохождение акселерационных программ и командам разработчиков на создание открытых библиотек. Почти 400 проектов уже получили поддержку на общую сумму более 3,2 миллиарда рублей. Сейчас большая часть из них находится в стадии реализации.
Нам-то что с этого
А что за цифрами, Павел Геннадьевич? Повлияли инновационные разработки на качество жизни жителей страны?
Павел Гудков: Ваш вопрос лишь подтверждает тенденцию: инновации становятся частью нашей обыденной жизни. Мы даже не замечаем их.
Все, скажем, привыкли к поездкам по навигатору в телефоне, к возможности качественно переводить тексты с иностранного языка, носить фитнес-браслеты и получать персональные рекомендации.
Компания "Говорящий город" благодаря поддержке нашего фонда развернула систему помощи в ориентировании по городу для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Она уже доступна в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Сочи, Улан-Удэ, Новороссийске и других городах.
Технологии VisionLabs позволяют оплачивать поездки в московском метро по лицу. А комплексное решение "Антипандемия" позволяет в режиме реального времени обеспечивать эпидемиологическую безопасность производства в период пандемии.
Так что наш фонд продолжит искать талантливые команды и перспективные стартапы, способные придумывать и реализовывать прорывные идеи.
Кто обеспечит рост
Павел Геннадьевич, а не получится ли так, что перспективные стартапы наших компаний заработают быстрее за границей?
Павел Гудков: Могут, если какой-то идее удается глобально "выстрелить", привлечь международного инвестора. Но тут сложно упрекнуть стартапера в том, что он хочет завоевать зарубежные рынки.
Нашу задачу и в том числе задачу Фонда содействия инновациям вижу в создании таких условий для стартапера, чтобы он понимал: российский рынок, инновационная экосистема способны создать точки роста. Именно поэтому мы пересмотрели многие параметры конкурсных отборов. Увеличили размер гранта, снизили требования к внебюджетному софинансированию, скорректировали требования к отчетности. Все это для того, чтобы те, кто готов работать и развиваться в России, в ситуации, когда зарубежные компании уходят и освобождают рыночные ниши, имели бы возможность воспользоваться этим.
Может ли наш рынок инноваций привлечь столько денег, как, скажем, американский или китайский?
Павел Гудков: Безусловно, эти рынки насыщены инвестициями. Но нам стоит думать не о том, как переманить капитал в инновационные проекты, а о том, какие условия создать для того, чтобы качественных проектов стало больше. И, прежде всего, в условиях ограниченного человеческого капитала нам нужно активнее взращивать и вовлекать в технологическую сферу школьников и студентов. Искать новые подходы и мотивации для подрастающего поколения. В будущем оно станет основой для роста отечественного рынка инноваций.
Грантовый отбор, ориентированный именно на внедрение ИИ-решений, проводится в России впервые. Подать заявку на конкурс можно до 10.00 по московскому времени 24 октября 2022 года.
Проходит он в рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национального проекта "Цифровая экономика". Сам нацпроект направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере, создание условий для высокотехнологичного бизнеса.