11.10.2022 17:13
Культура

Балет Владимира Васильева по "Реквиему" Моцарта поставили на казанской сцене

Текст:  Наталья Кожевникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №230 (8878)
Спектакль "И воссияет вечный свет" на музыку "Реквиема" Моцарта был поставлен выдающимся танцовщиком Владимиром Васильевым в год его 80-летия специально для сцены Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в Казани. Этой постановкой, где на сцену в главной роли выходит сам Владимир Васильев, татарский театр и открыл свой новый сезон.
Владимир Васильев: Это спектакль о художнике, который оглядывается на свою жизнь. / Рамис Назмиев/Пресс-служба Театра оперы и балета имени Мусы Джалиля
Читать на сайте RG.RU

Спектакль Владимира Ваисльева - удивительный, мультижанровый, в котором все участники действа проживают музыку в движении - и хор (хормейстер - Любовь Дразнина), и кордебалет, и четыре певца-солиста, и пять пар солистов-танцовщиков, и даже дирижер (Ренат Салаватов) и оркестр, на кульминации поднятый из оркестровой ямы. Его игра воспринималась в общем контексте как танец.

Секрет такого эффекта прост - Владимир Васильев идет от музыки. Он ее не только слышит, но видит и пропускает через тело, поэтому все компоненты в спектакле глубоко органичны: "поющие" тела, видеоряд, представляющий картины Васильева, стихи - все существует в пространстве и континууме музыки и еще более усиливает воздействие музыки Моцарта. А певцы - Гульнора Гатина, Екатерина Сергеева (Мариинский театр), Илья Селиванов (Большой театр), Евгений Ставинский ("Новая Опера", Москва) в эстетике постановки напоминают то лики с икон, то влюбленных, то ангелов.

Не дай Бог мне задуматься: "быть иль не быть", надо жить, остальное - приложится

Главный герой - Владимир Васильев, читает свои стихи и является своего рода дирижером действия, в некоторые моменты действительно выполняя роль маэстро. И удивительным образом в его стати и достаточно скупых движениях чувствовались свойства его танца - легендарная полетность и тело, "звучащее" как музыкальный инструмент. Как сказал танцовщик - "в любой позе и движении должна быть бесконечность".

Эту перспективу бесконечности задает Васильев и в драматургии, поставив в финале, после Реквиема "Аллилуйю" Моцарта (с участием всех музыкантов, включая джазовых), оставляя заключительным аккордом не скорбь по ушедшему, а благодарность за жизнь и любовь, надежду и путь к свету.

И еще одним смысловым акцентом его спектакля становится в итоге последний стих: "Не дай Бог мне задуматься: "быть иль не быть", надо жить, остальное - приложится".

"Вдохновение - вместо цинизма": Антон Яковлев рассказал, каким будет Театр им. Гоголя
Между тем

Новый сезон пройдет под знаком памяти Федора Шаляпина, 150-летие которого будет отмечаться в 2023 году. По словам директора театра Рауфаля Мухаметзянова, в рамках традиционного фестиваля имени Шаляпина состоится премьера "Севильского цирюльника" (совместно с венецианским театром Ла Фениче), Мариинский театр привезет "Хованщину" в легендарной постановке Федора Федоровского, вместе с Большим театром готовится гала-концерт. А балетный фестиваль Рудольфа Нуриева откроется мировой премьерой балета Резеды Ахияровой на либретто Рената Хариса, героем которого станет выдающаяся личность с удивительной судьбой - Никита Бичурин, иеромонах и ученый-востоковед начала XIX века.

Прямая речь

Владимир Васильев, народный артист СССР:

- Это спектакль о художнике, который оглядывается на свою жизнь, а в жизни каждого много разного, отчаяние, радость, разочарования. Но чтобы творец ни делал - это он сам: как он слышит, чувствует. И я понял, что спектакль надо делать о себе. Поэтому появились мои стихи и картины. И надо было соединить все вместе так, чтобы ни один компонент без другого просто существовать не мог.

Спектакль имеет большее воздействие, чем просто исполнение по нотам, и хотелось достучаться, дотронуться до зрителей. Я никогда не думал, как определить этот жанр. Для меня основа - музыка, я ее вижу, именно вижу, и от этого все идет. А картины я слышу. Стихи ко мне приходят - как реакция иммунитета, в ответ на страдания, переживания. Когда мне хорошо, я просто наслаждаюсь тем, что есть. А рисую я постоянно. Без этого не представляю жизни. Я всегда занимался многими вещами, мне мало будет стихов, буду писать прозу, не будет прозы - буду заниматься чем-то другим. Но чем бы ни занимался - надо любить, без любви ничего не сделаешь в этой жизни.

Драматический театр Казань