Очень много серьезных вопросов навалилось одновременно, считает председатель наблюдательного совета ассоциации "Совет производителей энергии" Александра Панина: импортозамещение, технологической суверенитет, энергетическая безопасность. В реализации начатых генераторами инвестпроектов все радикально изменилось и по стоимости, и по срокам, а неоправданный рост затрат опережает рост доходов.
В начале года генерирующие компании опасались резкого падения потребления, но на деле этого не произошло: наблюдается рост 2 процента, а за 2021 и 2022 г. в совокупности - около 7 процентов. Тем не менее, уверена Александра Панина, в IV квартале ожидается снижение ВВП, что не может не отразиться на спросе на энергию.
Тем не менее на фоне других стран российская энергетика демонстрирует устойчивость: энергопотребление в странах Северной Европы за 8 месяцев снизилось на 4,7 процента, во Франции на - 1,7, в Германии - на 0,6 процента. А цены на энергоносители подскочили там чуть ли не в 25 раз, например в ФРГ до 500 евро за 1 Мвт.
По данным Росстата, у нас цены на энергию растут куда ниже, чем в промышленности и добывающих отраслях: в районе 4-5 процентов, при том, что в других отраслях рост зашкаливает: химпродукция подорожала на 40 с лишним процентов, металлургическая на 10 и т.д. Инфляция в России за 8 месяцев составила 14 процентов. То есть затраты генерирующих компаний растут. "Взять цены РСВ (рынок на сутки вперед. - Прим. ред.), в первой ценовой зоне они поднялись на 2,8 процента при росте цен на газ на 5 процентов, - сообщила эксперт. - Такие ценовые ножницы могут принести производителям энергии убыток по итогам года около 60 миллиардов рублей. Рост цен на газ приемлем при растущей экономике, а при падающей - чреват большими проблемами для генераторов".
Сейчас перед производителями энергии стоит выбор: согласиться на государственное регулирование или оставить отрасль функционировать в рынке. В госрегулировании есть свои плюсы: это конкретная адресная помощь, быстрое решение задач и проблем, контроль доходов и расходов. С другой стороны, в зарегулированную отрасль сложнее привлечь инвестиции. Так что предпочтительнее оставаться в рынке, тем более что он развивается, сейчас идет речь о создании ценовой зоны Дальнего Востока, уверена Александра Панина.
Ситуация складывается парадоксальная, считает председатель правления ассоциации "НП Совет рынка" Максим Быстров: падает промышленное производство, сворачивается ретейл, перестраивается на марше логистика - но при этом происходит рост потребления и платежная дисциплина находится в относительном порядке (96-98 процентов). В самой генерации мы видим сложности инвестирования и сервиса, уход производителей оборудования, но планы по вводам мощностей ВИЭ и ТЭЦ реализуются и правом на отказ от инвестпроектов не воспользовался ни один производитель энергии.
Безусловно, риски имеются - приостановка инвестпрограмм, проблемы с ремонтом в генерации, в потреблении - угроза локальных энергодефицитов.
"Но любой кризис порождает новые возможности, поэтому возможен рост спроса на отечественное оборудование, развитие сервисных компетенций, возможность государственного софинансирования, снижение перекрестного субсидирования населения и в целом - появление новых универсальных механизмов торговли электроэнергией", - говорит Быстров.
По словам заместителя главы минпромторга Михаила Иванова, до 2030 года потребность в газовых турбинах средней и большой мощности в РФ составит около 180 единиц, паротурбинных установках - более 57 ГВт, силовых трансформаторах - более 1500 штук. "Но уже сейчас возможности наших производителей позволяют ежегодно выпускать более 4,5 ГВт паросилового оборудования, а к 2030 году выйдем на 7,5 ГВт в год. Около 800 трансформаторов мы уже выпускаем. Так что наша промышленность без труда покроет потребности, которые выявлены на горизонте до 2030 года", - подчеркнул чиновник.
По газовым турбинам ситуация иная, но работа идет, и мы находимся на пороге выхода серийных образцов (IV квартал 2022 года). В мире не так много стран, способных выпускать ПГУ. И если РФ пополнит их когорту, это будет большой повод для гордости, уверена Александра Панина.