На полигоне недалеко от Нижней Салды собрались ученые и студенты, инженеры и журналисты. На видеосвязи - Государственный ракетный центр имени академика Макеева. Мы в бункере, внимание приковано к экранам, на которых видим сложную конструкцию на металлической треноге. Она установлена в бетонном сооружении довольно далеко от нашего укрытия - топливо на основе водорода и кислорода взрывоопасно, так что людей рядом с экспериментальной установкой быть не должно.
- Я как любой руководитель беспокоюсь о здоровье и жизни сотрудников, о сохранности оборудования, - признается директор НИИМаш Елена Матвеева.
Вместе со своими коллегами по нижнесалдинскому предприятию, гостями из Миасса и Челябинска она ждет пуска. Кстати, на этом же полигоне когда-то шли испытания двигателей для "Буранов". И вот новый век, новые амбициозные цели.
Наконец все готово, и на экранах огненная струя вырывается из сопла похожей на паука металлической конструкции. Зрители аплодируют.
- Впервые в истории связка двигателей на кислороде и водороде работала вместе! Струи взаимодействуют, тяга создается, двигатели не мешают друг другу, - объясняет происходящее главный конструктор НИИМаш Сергей Булдашев.
Для решения задач по созданию многоразовой ракеты, поставленных ГРЦ имени Макеева, объединились ЮУрГУ и предприятие ракетно-космической отрасли НИИМаш. В рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра "Передовые производственные технологии и материалы" ученые и инженеры работают над двигателем для многоразовых космических ракет. То, что удачно запустили на полигоне, - металлический то ли паук, то ли цветок - называют демонстратором. Это уменьшенная действующая копия будущего двигателя, созданная для отработки технологии. Вернее, здесь целый пучок малых двигателей, которые кольцом окружают большой. Из центрального сопла вырывается газовая струя. Миниатюрные двигатели "дуют" на нее, формируя и усиливая поток. Экспериментаторы доказали: таким образом можно сократить диаметр ракетного двигателя, значительно снизить его массу, а с топливом на основе водорода создать одноступенчатую возвращаемую ракету, которая будет готова к повторным взлетам с минимальным временем межпусковой подготовки.
- Если построить многоступенчатую ракету, то она сможет выводить на орбиту большую массу груза за один раз. А когда говорим про одноступенчатую, выигрываем в частоте пусков. Можно регулярно отправлять на орбиту мелкие грузы - то, что называется космическим такси, - продолжает рассказ Сергей Булдашев.
Использование в качестве топлива капризной и взрывоопасной пары водород-кислород обеспечивает, кроме прочего, экологичность проекта - вместо вредных выхлопов образуется вода.
- Сомневались многие. Но запуск состоялся. Без преувеличения, это мировой уровень: публикаций о многокамерной двигательной установке с охлаждаемым центральным телом на кислороде и водороде нигде нет! - уверяет проректор по научно-образовательным центрам ЮУрГУ Сергей Ваулин. - Теперь стоят задачи последовательно добиваться полного сгорания водорода в кислороде, экспериментально установить нужные параметры и масштабировать процесс - то, что получили на малых формах, перенести на большую двигательную установку.
Важно, что к работе над двигателем будущего вместе с опытными сотрудниками уральского предприятия подключаются студенты ЮУрГУ. Каждый год на практику в Нижнюю Салду приезжают до 20 человек. Сегодня они участвуют в эксперименте, а через несколько лет, возможно, будут испытывать уже готовый ракетный двигатель. Пока разработчики осторожно прогнозируют, что взлет новой ракеты состоится через пару десятков лет.
В Нижней Салде прошли испытания двигателя для возвращаемой ракеты