Законодательный пробел обнаружился в результате рассмотрения жалобы бывшего таможенника Константина Воробьева. Он, выйдя на пенсию по выслуге лет, зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. Статус ИП обязывает его платить взносы на обязательное пенсионное страхование, что и производилось неукоснительно. При этом к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста (65 лет) индивидуальный пенсионный коэффициент у Воробьева не сможет сформироваться до величины не менее 30, необходимой для назначения страховой пенсии по старости, ее получение оказывается под вопросом.
При этом в 2021 году КС РФ выпустил постановление от 28 января 2020 года N 5-П, в котором указал, что действующее правовое регулирование не предусматривает для адвокатов возможности назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа. Поэтому поправками в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" адвокаты - получатели пенсии за выслугу лет или по инвалидности были исключены из числа обязательных страхователей и застрахованных лиц. Но поскольку Воробьев адвокатом не является, на него эта норма не должна распространяться, посчитали суды.
- Федеральный законодатель не учел... круг иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, и других лиц, на которых распространяется обязанность уплачивать страховые взносы в ПФР, - указал Воробьев в жалобе, - что ставит их в неравное перед законом положение.
Судьи КС РФ с такой позицией согласились и напомнили в ее обоснование целый ряд своих прежних решений. Сама по себе обязанность уплачивать взносы не противоречит Конституции РФ, поскольку направлена на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения.
Однако постановление КС, на основании которого адвокатов исключили из числа плательщиков взносов, было истолковано слишком буквально: "Аргументация КС РФ была основана не на выделении адвокатов из числа иных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, а на общности правового статуса указанных лиц".
И поскольку предыдущее решение КС привело к тому, что право вступить в отношения по обязательному пенсионному страхованию на добровольной основе было предоставлено только адвокатам, действующее пенсионное законодательство подлежит корректировке.
Дело Константина Воробьева подлежит пересмотру, как и законодательная норма, которая применялась в его отношении.