17.10.2022 11:43
Происшествия

Пытавшуюся продать в России поддельную сумку Dior пенсионерку оправдал Верховный суд

Текст:  Наталья Козлова Инесса Доценко (Хабаровск)
Российская газета - Столичный выпуск: №235 (8883)
На днях внимание прессы неожиданно привлекло, казалось бы, совершенно частное решение Верховного суда РФ. Суд отменил штраф, назначенный пенсионерке. Для пожилой женщины, жительницы Биробиджана сумма штрафа - почти в 150 тысяч рублей - очень большие деньги. Для тех, кто их требовал - мирового бренда компании Dior, это вообще не деньги.
Читать на сайте RG.RU
Как и многие знаменитые производители одежды и аксессуаров, фирма Dior защищает свой бренд. Но интересно, как она заметила контрафакт в далеком от Парижа Биробиджане? / GettyImages/Александр Корольков

Раскрывать имя пенсионерки в Верховном суде не стали, там вообще-то с именами фигурантов их дел - очень строго. Но судя по материалам дела, пожилая женщина работала продавщицей в магазине сумок в Биробиджане. С проверкой туда пришла полиция, которая и нашла на полке китайскую подделку - дамскую сумочку якобы известного бренда за 4 600 рублей. То, что это явно не Dior, было понятно даже исходя из цены - в реальности такие сумки стоят в сотни раз дороже.

Пенсионерку оштрафовали на 5 тысяч рублей. Обычно на таких моментах подобные истории и заканчиваются. Но эту каким-то образом заметила сама известная компания. Dior объявила, что не давала согласия на использование своего бренда, и заявила требование о компенсации вреда.

Ущерб там посчитали исходя из стоимости настоящих сумок. Вышло больше 146 тысяч рублей. Что местный суд и взыскал с пенсионерки. Вот только она с таким штрафом оказалась не согласна и оспорила решение. Ей явно помогал хороший юрист, который заявил от имени доверительницы, что доказательств упущенной выгоды представлено не было и сама сумма ущерба слишком завышена. Апелляция с таким заявлением согласилась и отменила штраф. Но Dior пошел судиться дальше в кассацию и там добился восстановления штрафа. Пришлось продавщице идти дальше и выше. Вот в таком виде дело попало в Верховный суд.

И ВС защитил пожилую женщину. Суд сказал, что китайская сумка с чужим логотипом продана не была и аналогов среди оригинальной продукции не имеет. Кроме того, в Биробиджане и всей Еврейской автономной области нет магазинов компании, которые продают оригинальные сумки. Суд отменил решение о выплате штрафа и направил на новое рассмотрение.

Как дольщику получить деньги за квартиру с дефектами, объяснил Верховный суд

Безусловно, такое решение нельзя рассматривать, как отказ нашей страны от борьбы с контрафактом. В дальневосточных приграничных регионах такого рода "диорами" и "шанелями" на рынках и в магазинах никого не удивишь. В доковидные времена товар на прилавки нередко вообще поступал прямо из сумки "челнока" - привет из девяностых, серый импорт. Не исключение и Приамурье, соседняя с Еврейской автономией область,

- Это большая проблема,- говорит общественный бизнес-омбудсмен Амурской области Борис Белобородов. - То, что завозится таким образом, не оформляется в соответствии с таможенными правилами.

Есть еще один нюанс. Интересы оскорбленных правообладателей товарного знака представляют специальные компании.

- Особенный наплыв у нас был пару-тройку лет назад - различные заявители ежегодно подавали от 40 до 80 исков, - рассказывает общественный бизнес-омбудсмен. - Самой плодовитой организацией стало некое некоммерческое партнерство из Красноярска. Подчеркну: я убежден, что права интеллектуальной собственности необходимо соблюдать. Но в некоторых ситуациях можно заподозрить, что компания, представляющая интересы правообладателей, развернула неплохой бизнес.

Так было, например, когда торговые точки Приамурья наводнили игрушки, детские костюмы, наклейки, леденцы с героями популярного российского мультфильма.

- Эти представители правообладателей проводили контрольную закупку в мелких магазинах, - объясняет Борис Белобородов. - Приобретали какую-нибудь игрушку с изображением героев мультика. Делали скрытую видеозапись и подавали в соответствующие органы претензию, предлагая заплатить штраф - он может достигать нескольких десятков тысяч рублей. Если предприниматель не соглашается, пишется заявление в арбитражный суд. Речь уже идет не о защите права интеллектуальной собственности, а о прибыльном бизнесе. Как правило, запрашивается высокая компенсация, в десятки раз превышающая стоимость вещи.

А как у них?

Во Франции тот, кто использует подделку, может минимум получить штраф до 300 тысяч евро и как максимум срок до трех лет.

По закону гражданку с подделкой всемирно известного бренда могут остановить даже на улице и придется заплатить штраф, равный одной или двум стоимостям оригинала".

Верховный суд Украины не смог уволить судью, у которого нашли паспорт РФ, не хватило одного голоса

Но в основном подделки выявляют по прибытии во Францию: на вокзалах, в портах или аэропортах. Туристам можно посоветовать до поездки внимательно посмотреть на багаж и ручную кладь. Кстати, в список к тому, на что могут обратить внимание при пересечении границы иностранного государства, попадает по их закону лекарства, техника, лекарства и даже продукты.

Хуже будет, если речь идет о скажем, нескольких сумках, которые признали поддельными. Тогда штраф увеличится вдвое, а срок уже будет до семи лет.

По сообщениям таможенного управления Франции, ежегодно в стране ловят по несколько миллионов поддельных товаров.

Справка "РГ"

Термином "контрафакт" обозначают любой товар, изготовленный с нарушением прав интеллектуальной собственности. Самый типичный пример контрафакта - нанесение на товар чужого, более известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя. Качество же товара при этом роли не играет.

В российских законах определение контрафактного товарного знака уточняет статья 1515 Гражданского кодекса РФ.

Контрафакт многолик. Он бывает нескольких видов.

  1. Использование фирменного наименования или товарного знака, очень похожего на известную марку. Но меняется одна-две буквы. Например - Salamandder вместо Salamander.
  2. Просто копированием внешних черт товара.
  3. "Пиратство" - продажа копий музыкальных, художественных, литературных произведений без разрешения автора или правообладателя.
  4. Применение изобретений, разработок (в т. ч. компьютерных программ), права на которые зарегистрированы на других.

Наказание за торговлю и изготовление контрафактной продукции, нарушение авторских прав прописаны в статьях 146, 147 Уголовного кодекса РФ.

В статье 1253 Гражданского кодекса РФ сказано, что если права интеллектуальной собственности нарушаются систематически, то прокурор может потребовать ликвидации виновного юрлица или прекращение деятельности гражданина как индивидуального предпринимателя.

Подчеркнем - уголовная ответственность наступает в случае причинения владельцу ущерба в крупном размере, свыше 100 тысяч рублей.

Незаконное распространение объектов интеллектуальной собственности квалифицируется по статье 147 УК РФ и наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или лишением свободы до 2 лет.

Распространение контрафакта в особо крупном размере (на сумму больше 1 миллиона рублей), наказываются принудительными работами до 5 лет, либо лишением свободы до шести лет со штрафом до полумиллиона рублей.

Подделки "Диору" не помешают

В России копии знаменитых брендов продаются тоннами. И началось это задолго до параллельного импорта. Собственно низкопробные китайские подделки под "Шанель", "Диор", "Луи Виттон" никакого отношения к параллельному импорту и не имеют. Ведь без согласия правообладателей в Россию должны ввозить оригинальные товары, а не реплики.

Сегодня поддельные "Армани". "Диоры" и прочие бренды продаются в любом магазине низких цен для всей семьи. И, похоже, никого это не смущает. Магазины не закрывают, товар этот никто не изымает. При этом даже официальные дистрибьюторы некоторых известных брендов не раз уличались в том, что приторговывали подделками, напоминает доктор юридических наук Иван Соловьев. Так, товаровед московского склада Hermes Николина П. в период с 2014 по 2022 год подменяла оригинальные сумки на копии, изготовленные в Китае. Так, по словам одного из сотрудников магазина, принимавшая поставки изделий Birkin и Kelly, женщина забирала их себе, а затем продавала в сети, отправляя в торговые точки реплики. Хотя представители "Диор" уже имеют опыт взыскания штрафов с продавцов поддельной продукции в России: в 2018 году они подали отдельный иск о возмещении ущерба, причиненного владельцами московского магазина, торгующего недорогими товарами. Тогда суд обязал продавцов контрафакта выплатить сумму в 439 500 рублей, равную стоимости десяти оригинальных футболок французского бренда.

Есть ли в онлайн-магазинах подделки

"В соответствии со статьей 1481 Гражданского кодекса, на товарный знак признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством. Поэтому использование товарного знака "Диор" третьим лицом без разрешения его обладателя является нарушением законодательства, за совершение которого предусмотрена гражданско-правовая, административная, а в некоторых случаях, и уголовная ответственность. Максимальное наказание - штраф до 1 млн руб. или лишения свободы сроком до шести лет", - поясняет Соловьев.

Но почему же все-таки нет массовых исков правообладателей товарных знаков к тем, кто их продает? "Успешные практики всегда будут копировать, и защитить себя на 100% никакой бренд никогда не сможет. Более того, если мимикрия работает в другом целевом сегменте с более низкой ценой, то подобная стратегия продвижения "на руку" популярному бренду, чья стоимость в разы выше. Таким образом, известные бренды получают себе дополнительную рекламу", - считает доцент департамента логистики и маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ Денис Жильцов. По мнению сопредседателя Союза потребителей России Алексея Койтова, для правообладателей суммы возмещений не высокие. "Если речь идет о подделках высокого качества, то здесь проблема в том, как доказать, что это подделки. "Что это должен быть за эксперт, мнение которого примет суд? Нет ни большого желания владельцев брендов судиться, ни наработанной судебной практики, ни соразмерного прибыли наказания. Поэтому все это и продается и через магазины, и через маркетплейсы", - добавляет эксперт.

Подготовила Ольга Игнатова

Верховный суд Суд