Из опрошенных 79 процентов студентов признаются, что испытывают проблемы в адаптации, 61 процент волнуют трудности в обучении, 35 процентов испытывают проблемы в общении со сверстниками, 22 процента - с преподавателями.
Основными причинами, тормозящими качество адаптации к вузовской жизни, названы большое число дисциплин, сложность "привыкания к преподавателю" (манере изложения материала, методам контроля) - так ответили 75 опрошенных. Для примерно такого же числа студентов сложными стали новые социально-бытовые проблемы - неумение выстраивать отношения и устанавливать контакты с новыми людьми; самостоятельная забота о питании, быте, досуге; изменение места проживания и маршрута проезда до места учебы; невозможность частой встречи с родителями. Более 60 процентов испытывают нехватку финансов, 54 процента не умеют обучаться самостоятельно и регулярно, разумно распределять время, вести самоконтроль, 35 процентов ссылаются на неудобное расписание занятий, 30 процентов - на изменение привычной системы контроля посещаемости аудиторных занятий, 26 процентов - на изменение привычной системы проверки качества знаний.
Для каждого четвертого опрошенного сложны практические и лабораторные занятия, а также освоение большого объема заданий для самостоятельного изучения; 23 процента ссылаются на недостаточный уровень знаний о выбранном направлении подготовки и отсутствие стимула для повышения успеваемости, еще 17 процентов - на недостаточность "школьной" подготовки.
Одним из важнейших факторов быстрой и успешной адаптации к вузовской среде респонденты назвали познавательную мотивацию, полное информирование об избранной профессии. Из опрошенных 58 процентов назвали данный фактор решающим в их преодолении трудностей вузовской жизни. Следующими по значимости (52 процента) указали статус вуза, престижность направления подготовки, баз практики, наличие стажировок и двойного диплома, возможность последующего быстрого трудоустройства. Для иногородних студентов значимой оказалась боязнь возвращения домой по причине отчисления из вуза (27 процентов).
Важным показателем отсутствия качественной адаптации студента является процент тех, кто не смог успешно и в установленные сроки завершить обучение. Анализ результатов такого "отсева" показывает, что на первом курсе он велик, составляет в среднем 12,3 процента.
В сложившихся условиях, чтобы "не потерять студентов", задача всех преподавателей, работников деканата, всего персонала управления вузом - контролировать ход адаптационного процесса, оказывать своевременную действенную помощь и поддержку студентам-первокурсникам по устранению возникающих адаптационных вызовов..