- Акварель сама по себе трепетная техника. Она бывает капризна, как женщина, - делится профессиональным секретом заслуженный художник России Александр Стасюк (Москва). - Никогда не знаешь, что получится. Как говорил Феликс Гумен из Витебска, "я не мешаю краске так течь, как ей нужно".
Действительно, иногда кажется, что мастер даже не прилагал особых усилий: мазнул несколько раз кисточкой по бумаге - и вот тебе "Сумерки" (Евгений Черепанов, Челябинская область), "Неожиданный снег" с большим котом на переднем плане (Анатолий Щикалев, Омская область), "Удивительная жизнь полярного медведя" (Юлия Коросова, Великий Новгород) или веселая "Частушка" (Андрей Ваньков, Курган).
Однако, если вглядеться, в каждой картине - глубокий философский смысл. Вот "Венера из деревни Сюрюкаево" стоит на фоне большого стога сена, натруженные руки в серых шерстяных варежках, на плечах - красивый цветастый платок с длинной бахромой (Иван Фартуков, Уфа). Богиня! Задерживаются зрители возле хитроватого "Собеседника" и взъерошенного "Просто прохожего" Юрия Ломкова (Северодвинск), пытаются заглянуть в "Вечность" Екатерины Кузнецовой из Санкт-Петербурга и долго разглядывают "Старый дом в Курске" Маргариты Асташовой и "Утро надежды" Ирины Сержантовой из Луганска.
- Каждая выставка - это срез времени, - говорит народный художник России Герман Травников. - За четыре года, что мы не собирались, многое в нашей жизни изменилось, и это видно по произведениям.
Травников, как всегда, очень требователен. Считает, что нужны более высокие критерии отбора работ: пусть их останется меньше, зато уровень будет выше. Хотя куда выше? В выставочный комитет в электронном виде поступило 1500 акварельных листов, а осталась лишь 651 картина.
- Замечательная выставка, - считает член-корреспондент Российской академии художеств народный художник РФ Александр Муравьев (Москва). - Собрать ее - героизм в чистом виде. Любую экспозицию можно испортить: допустим, самую хорошую работу разместить так, что одна картина убьет другую. А тут выстроено все грамотно.
По мнению искусствоведа Татьяны Бойцовой, регион мог бы использовать выставку акварели для своего продвижения и привлечения инвесторов. Она может стать брендом Зауралья, как в Ульяновской области "Пластовская осень". Курганский проект ценен и для развития отечественного изобразительного искусства в целом.
В Курган продолжают прибывать гости из других городов, чтобы посетить мастер-классы, мероприятия из цикла "Акварель как судьба художника". Выставка работает до 30 ноября.
Тем временем
Местные художники до сих пор мечтают о своем музее акварели. На пятой выставке Герман Травников объявил, что нашли место под здание, возможно, скоро начнется его возведение.
- Нет, не получилось, - досадно машет рукой Герман Алексеевич. - Культурно-выставочный центр в центре города стал Домом народного творчества, а могли бы отдать под музей акварели. Мы ждем его 30 лет.