18.10.2022 15:19
Культура

На Всероссийской выставке акварели в Кургане показали более 600 работ

Текст:  Валентина Пичурина (Курган)
Российская газета - Неделя - Урал: №237 (8885)
Шестая Всероссийская выставка акварели собрала в Курганском областном художественном музее имени Германа Травникова более шестисот произведений 256 авторов из 46 регионов России, а также Германии, Латвии, Китая, Болгарии, Молдавии и Казахстана. Впервые представлены работы двух художников из ЛНР.
На выставке представлено более 600 картин из 46 российских регионов. / Валентина Пичурина
Читать на сайте RG.RU

- Акварель сама по себе трепетная техника. Она бывает капризна, как женщина, - делится профессиональным секретом заслуженный художник России Александр Стасюк (Москва). - Никогда не знаешь, что получится. Как говорил Феликс Гумен из Витебска, "я не мешаю краске так течь, как ей нужно".

Действительно, иногда кажется, что мастер даже не прилагал особых усилий: мазнул несколько раз кисточкой по бумаге - и вот тебе "Сумерки" (Евгений Черепанов, Челябинская область), "Неожиданный снег" с большим котом на переднем плане (Анатолий Щикалев, Омская область), "Удивительная жизнь полярного медведя" (Юлия Коросова, Великий Новгород) или веселая "Частушка" (Андрей Ваньков, Курган).

Однако, если вглядеться, в каждой картине - глубокий философский смысл. Вот "Венера из деревни Сюрюкаево" стоит на фоне большого стога сена, натруженные руки в серых шерстяных варежках, на плечах - красивый цветастый платок с длинной бахромой (Иван Фартуков, Уфа). Богиня! Задерживаются зрители возле хитроватого "Собеседника" и взъерошенного "Просто прохожего" Юрия Ломкова (Северодвинск), пытаются заглянуть в "Вечность" Екатерины Кузнецовой из Санкт-Петербурга и долго разглядывают "Старый дом в Курске" Маргариты Асташовой и "Утро надежды" Ирины Сержантовой из Луганска.

- Каждая выставка - это срез времени, - говорит народный художник России Герман Травников. - За четыре года, что мы не собирались, многое в нашей жизни изменилось, и это видно по произведениям.

Для чего объединяться российским косторезам

Травников, как всегда, очень требователен. Считает, что нужны более высокие критерии отбора работ: пусть их останется меньше, зато уровень будет выше. Хотя куда выше? В выставочный комитет в электронном виде поступило 1500 акварельных листов, а осталась лишь 651 картина.

- Замечательная выставка, - считает член-корреспондент Российской академии художеств народный художник РФ Александр Муравьев (Москва). - Собрать ее - героизм в чистом виде. Любую экспозицию можно испортить: допустим, самую хорошую работу разместить так, что одна картина убьет другую. А тут выстроено все грамотно.

По мнению искусствоведа Татьяны Бойцовой, регион мог бы использовать выставку акварели для своего продвижения и привлечения инвесторов. Она может стать брендом Зауралья, как в Ульяновской области "Пластовская осень". Курганский проект ценен и для развития отечественного изобразительного искусства в целом.

В Курган продолжают прибывать гости из других городов, чтобы посетить мастер-классы, мероприятия из цикла "Акварель как судьба художника". Выставка работает до 30 ноября.

Тем временем

Местные художники до сих пор мечтают о своем музее акварели. На пятой выставке Герман Травников объявил, что нашли место под здание, возможно, скоро начнется его возведение.

- Нет, не получилось, - досадно машет рукой Герман Алексеевич. - Культурно-выставочный центр в центре города стал Домом народного творчества, а могли бы отдать под музей акварели. Мы ждем его 30 лет.

Курган Живопись