19.10.2022 19:16
Власть

Суд заново изучит ситуацию на топливном рынке Тверской области

Текст:  Екатерина Некрасова
Российская газета - Федеральный выпуск: №238 (8886)
В Госдуме прошло заседание "круглого стола" на тему "Топливная безопасность России в условиях СВО". На примере Тверской области участники обсудили необходимость нового нормативного регулирования в вопросах банкротства и цифровой сферы.
Читать на сайте RG.RU

Суть описана в статье "Серые потоки и их истоки" ("РГ", федеральный выпуск N180 (8828). В суде сошлись "Терминал Сервис" и "Виакард". Первая была оператором топливных карт для расчетов на АЗС, вторая отвечала за программное обеспечение - обслуживание терминалов. Оператор принимал от покупателей деньги (через карты) и перечислял их сбытовикам. "Цифровые" посредники зарабатывали на процентах.

В числе их партнеров были и крупные компании, к примеру, ООО "Сбытовое объединение "Тверьнефтепродукт" ("дочка" "Сургутнефтегаза"), ООО "Татнефть-АЗС-Запад" ("дочка" "Татнефти"). "Виакард" что-то не поделил с "Терминал Сервисом" и поставил вопрос о его банкротстве. А затем случилось то, что в стенах Госдумы назвали "каким-то абсурдом".

- В 2020 году в рамках банкротства "Терминал Сервиса" нам были предъявлены иски о недействительности сделок по поставке нефтепродуктов с этой компанией за период с 2014 по 2018 год на 98 млн рублей, - вспоминает гендиректор "Тверьнефтепродукта" Рубен Латыпов. - Ни в тот период, ни позже никаких претензий от конечных потребителей мы не получали.

Также был получен иск о привлечении к субсидиарной ответственности на сумму более 200 млн рублей. По словам руководителя юрслужбы "Тверьнефтепродукта" Натальи Леонтьевой, иски поначалу были восприняты как недоразумение. Но в декабре 2021 года Арбитражный суд города Москвы в рамках дела о банкротстве "Терминал Сервиса" привлек к субсидиарной ответственности 17 (!) физических и юрлиц.

- На нашу компанию были наложены обеспечительные меры в виде ареста имущества, в связи с чем у нас не было и нет возможности участия в конкурсных процедурах на поставку нефтепродуктов государственным и муниципальным учреждениям, - поясняет Латыпов. - Также появилась угроза остановки работы предприятия.

Затем "Виакард" потребовал взыскать в его пользу уже 28,4 (!) млрд рублей. Как отметил Латыпов, "можно предположить о наличии злоупотребления правом в части банкротства компании "Терминал Сервис". Иск был удовлетворен частично, на 6,5 млрд, но в сентябре решения судов первой и второй инстанций о привлечении к субсидиарной ответственности были отменены Арбитражным судом Московского округа. Спор направлен на новое рассмотрение, а "Тверьнефтепродукт" ожидает решения суда о снятии обеспечительных мер: 10 месяцев компания была лишена возможности обеспечивать нефтепродуктами покупателей в полной мере!

- Дело это пугающее, потому что оно демонстрирует, насколько уязвима вся наша система заправок, система передачи топлива, в том числе и государственным органам, - комментирует экономист Василий Колташов, директор Института нового общества.

Отдавать требуемые миллиарды "Виакарду" нефтяникам, если они проиграют, придется, видимо, не только деньгами, но и активами. И неизвестно, кому по итогу достанется отлаженная система снабжения топливом российских регионов. По словам Латыпова, "Тверьнефтепродукт" обладает крупнейшими в регионе нефтебазой и сетью из 53 АЗС, работающей уже почти 30 лет и обслуживающей более 90 населенных пунктов Тверской области. Компания обслуживает 27 больниц, областную станцию скорой медпомощи, 49 учреждений образования и 36 - государственного и муниципального управления. Плюс ежедневная заправка 30 с лишним предприятий общественного транспорта и поставки "Тверьэнерго", отвечающему за бесперебойное электроснабжение региона.

Отдавать требуемые миллиарды нефтяникам придется активами. И неизвестно, кому в итоге достанется отлаженная система снабжения топливом регионов

- И тут возникают риски, я даже не говорю про коллапс в снабжении нефтепродуктами в отдельно взятой Тверской области, - акцентирует зампред Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. - Если в Тверской области будет плохо с нефтепродуктами, то и соседней Новгородской будет плохо, и Подмосковью... Поставка нефтепродуктов - это опорная конструкция страны. Как сохранить эти компании? Не надо ли нам подумать о моратории на вопросы, связанные с любого рода банкротством, арестом имущества, с взысканием, хотя бы до окончания СВО?

А что, если тверской опыт перейдет в другие регионы? У других компаний ведь есть заказы от крупных и уважаемых госструктур, - напомнила Полина Аксютина, начальник юротдела "Татнефть-АЗС-Запад". Сеть этой компании - от Архангельска до Краснодарского края, более 550 АЗС. Она продает топливо, произведенное в Татарстане, то есть тоже не посредник.

- Такие организации, как "Татнефть", "Тверьнефтепродукт", обязаны иметь мобилизационный ресурс нефти и нефтепродуктов для обеспечения оборонных нужд нашей страны, - подчеркнула первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко. - Сегодня это стало особенно важно и на случай чрезвычайной ситуации, и на случай военной ситуации.

Система обеспечения топливом не только гражданского населения оказалась уязвима. Участники заседания сошлись во мнении, что законодательство требует доработки. Для защиты топливной отрасли мог бы появиться единый госоператор - независимый орган, экспертное мнение которого смогут учитывать суды. Вопросы вызывает и система субсидиарной ответственности.

- Допустим, кто-то что-то кому-то не заплатил, - резюмирует зампред Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. - Крайними оказываются не его учредители, а его партнеры, и на них распространяются "репрессии" в совершенно произвольном порядке... Здесь мы видим ту же самую ситуацию, когда субсидиарная ответственность никакой разумностью не ограничивается, когда фирма, которая занимается поставками нефтепродуктов, вынуждена отвечать по обязательствам своего партнера.

По его словам, вторая сторона банкротства как системной проблемы заключается в том, что мало кто заботится об оздоровлении бизнеса. Значит, банкротство может быть использовано как инструмент уничтожения бизнеса или завладения им в интересах тех или иных "предприимчивых людей". "В законодательстве нет четкого определения рейдерства, - говорит Кирьянов. - Но на примере описанной нами ситуации, может, стоит прописать такие признаки?"

К слову, в июне Управление МВД по Сургуту возбудило дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество) в отношении неустановленных пока лиц из "Виакарда", ООО "РКК Капитал" и "Кардпрофит" по подозрению в предварительном сговоре на хищение денежных средств "Тверьнефтепродукта" в особо крупном размере - путем введения в заблуждение судебных инстанций. Не хотелось бы верить, что крупная афера может проворачиваться прямо на наших глазах в границах целого региона, но дождемся, к каким выводам придут следствие и суд.

Право