Обмен пленными между Россией и Украиной произошел в понедельник вечером. Всего на Родину вернулись 110 граждан Российской Федерации, среди которых 72 моряка с гражданских судов.
Ранее освобожденные были доставлены в Москву самолетами военно-транспортной авиации ВКС России. Там им оказали необходимую медицинскую и психологическую помощь. Те, кто не нуждается в реабилитации, сразу взяли билеты домой.
В числе освобожденных - второй механик судна OMSKIY-6 Владислав Федюкович. Накануне вечером моряк увидел своего младшего сына впервые. Маленький Василий родился 30 апреля - тогда, когда папа уже был в плену.
- О том, что нас освобождают, мы узнали за полтора часа до обмена. Не было времени испытывать какие-то эмоции: быстро собрались и поехали. Своего младшенького до сегодняшнего дня я видел только по видеосвязи. Встретиться с ним - непередаваемо, - Владислав Федюкович не скрывает своих чувств.
Гражданский моряк не видел семью с сентября 2021 года. Тогда он отправился в рейс на пять месяцев в Иран, оттуда - на Черное море. Когда судно сломалось, пришлось встать на ремонт в городе Измаил Одесской области. В феврале, когда началась специальная военная операция, на борт пришли представители ВСУ, захватили корабль и определили моряков в заложники.
- Мы - гражданские, претензий к нам не предъявляли, обращались хорошо. Постоянно была связь с родственниками, кормили нормально, продукты и лекарства привозили все, на которые оставляли заявки, - отметил освобожденный астраханец.
Все восемь месяцев пленным морякам было запрещено покидать судно и выходить на сушу, передвигаться можно было лишь по палубе.
Благо, им было разрешено общаться друг с другом и со своими семьями.
Все это долгое время, казавшееся вечностью, родные переживали за своих сыновей, мужей, отцов.
Екатерина Григорьевна, мать одного из освобожденных моряков Максима Бусыгина, вспоминает, как было тяжело жить в ожидании.
- Я всегда знала, что рядом с сыном кто-то находится, контролирует, поэтому не говорила и не спрашивала ничего лишнего. Обсуждать удавалось только бытовые вопросы, - вспоминает астраханка.
Родственники других освобожденных также отмечают, что вести телефонные разговоры нормально не удавалось. Чувствовалось, что моряки подавлены психологически. По словам родных, ситуацию усугубляло и то, что на борту принципиально не включали российские новости, а также постоянно внушали, что помощи от соотечественников не стоит ждать.
- Я читала молитвы об освобождении своего сына. Ждать всегда тяжело. Главное - верить, не отчаиваться и стучаться везде. Спасибо всем, кто принимал участие в переговорах, - сообщила Екатерина Бусыгина.
Теперь оказывать семьям социальную, психологическую и юридическую помощь будет министерство соцразвития и труда Астраханской области.