По данным компании, сегодня значительные скидки по аренде предоставляются в проектах, в которых "уже горит". Например, в бизнес-центрах класса B, где мало долгосрочных договоров и предусмотрено право досрочного выхода. Либо в ситуациях, когда собственнику в течение длительного периода не удается сдать помещение с отделкой. При этом вопреки ожиданиям многих экспертов на рынке пока не фиксируется массовый выход премиальных помещений, освободившихся после ухода мировых брендов. Международные игроки, покидая рынок, выплачивают арендодателям до 80% оставшейся по договору суммы, в связи с чем собственники предпочитают не спешить и не экспонируют лоты по сниженным ставкам.
Предоставление существенных скидок пока носит ситуативный характер, но собственники все чаще начинают ориентироваться на реальные бюджеты, которые готовы платить потенциальные арендаторы.
"Сейчас сделки делают те собственники, которые предлагают качественные помещения с отделкой, мебелью за адекватные деньги. Такие лоты уходят в первую очередь. Мы находимся в ситуации неопределенности, когда сложно давать прогнозы на будущее, поэтому многие собственники смотрят на рынок уже не через призму своих ожиданий по ставкам, а реально анализируют, какие клиенты и с какими бюджетами приходят. Они заключают сделки, чтобы временно, на год-полтора, решить свои задачи, обеспечить доход. А затем уже они будут смотреть на рынок", - говорит гендиректор компании Дмитрий Клапша.
Как отмечает топ-менеджер, офисный рынок является инертным и не так быстро реагирует на изменения, как, например, ритейл. Реакция на геополитические, экономические процессы в виде массовых значительных уступок по аренде последует позже, так как существуют долгосрочные договоры и другие факторы. Гибкость собственников будет накапливаться и со временем, скорее всего, они будут больше готовы к уступкам.
Также следует учитывать, что ставки маркетирования, по которым собственники экспонируют помещения на рынке, сегодня не могут давать объективной картины. Реальную стоимость аренды можно оценивать только по закрытым сделкам. После череды кризисов собственники предпочитают не делать громких заявлений о скидках, чтобы не оказывать давление на рынок и не корректировать ставки вниз. О настоящих условиях участники рынка договаривается исключительно в индивидуальном порядке.
Значительный скачок вакантности наблюдается пока только на рынке сервисных офисов - почти 30%. Ситуация обусловлена главным образом рекордными объемами ввода гибких площадей. Сегмент пополнился крупными качественными проектами, которые строились спекулятивно. Рынку потребуется время, чтобы поглотить эти объемы, но важно учитывать, что в кризисы гибкая аренда только растет в спросе.
"В целом, очевидно, что в 2023 году мы увидим и отрицательную коррекцию ставок, и рост доли пустых помещений. Прогнозировать стабилизацию рынка пока затруднительно, но мы уже прошли такое количество кризисов, что сомневаться в восстановлении не приходится", - заключает эксперт.