В оперной программе Всероссийского фестиваля музыкальных театров "Видеть музыку", проводимого Ассоциацией музыкальных театров России при поддержке Министерства культуры и гранта Президентского фонда культурных инициатив, каждый год возникают интересные творческие диалоги и сравнения, так как приезжающие в Москву коллективы сами выбирают, какой спектакль показывать.
"Пиковая дама" - знаменитая опера Чайковского, написанная по мотивам повести Александра Пушкина, познала такое множество воплощений, что браться за ее постановку - настоящая отвага. Сценическая среда нынешней "Пиковой дамы" (художник-постановщик Мария Смолко) нарочито темная, аскетичная и минималистская до формальности. Система символов спектакля очень проста, как черно-белые костюмы героев, поведение которых отличается предсказуемостью.
Герман тут совсем не редкое чудовище, он просто один из ликов, как, например, и Графиня. Того сумасшествия алчности во всем, что ныне правит миром. "Сегодня ты, а завтра я"… Неужто никому не избежать этой участи?!
Правда, режиссер настолько увлекается мистическим антуражем оперы, что очень быстро достигает обратного комического эффекта. И когда Графиня сама аккуратно укладывается в гроб, а потом является безумной старухой, в музыку Чайковского незапланированно вплетается зрительский смех.
Исполнители очень старались. Ради выступления в Москве ансамбль солистов "Коми-Оперы" был усилен приглашенными певцами - Николай Ерохин (Герман), Оксана Корниевская (Графиня), Ольга Георгиева (Лиза/Прилепа). Но, быть может, из-за стресса гастрольных условий (театр давал спектакль на подмостках "Новой Оперы") сказать, что гости значимо поддержали коллег, было бы преувеличением. Ольге Георгиевой партия, особенно в таком двойном формате вкупе с интермедией, совсем не по голосу, а опытный Герман Николай Ерохин и вовсе в одной из ключевых сцен был вынужден неожиданно остановиться…
Оркестр под управлением главного дирижера театра Романа Денисова звучал мощно и громко, будто стараясь заглушить многочисленные промахи певцов, но при этом передавая мистический магнетизм музыки Чайковского.
Петербуржцы, которые каждый год приезжают на фестиваль, в стенах "Геликон-Оперы", наоборот, чувствовали себя как дома. И сегодня публика им была особенно благодарна за выбор "Черевичек".
На самом деле оперу на этот сюжет должен был написать Александр Серов, именитый музыкальный критик и очень самобытный композитор. В 1870 году именно ему дирекция Петербургского русского музыкального общества заказала оперу по повести Гоголя "Ночь перед Рождеством". Либретто, по желанию великой княгини Елены Павловны, создал известный поэт Яков Полонский. Однако в 1871 году Серов скоропостижно скончался, и работа была остановлена. Три года спустя был объявлен конкурс на сочинение оперы по уже готовому либретто. В нем триумфально победил молодой Петр Ильич Чайковский: жюри в составе Римского-Корсакова, Направника и Антона Рубинштейна присудило ему сразу и первую, и вторую премии. Что, впрочем, не помешало позже самому Римскому-Корсакову обратиться к этому же гоголевскую сюжету. И в итоге создать оперу более популярную, чем опус Чайковского, который предпочитал куда более мрачные сюжеты.
А тут очень яркая обрядовая сказка, полная национального колорита. В спектакле Юрия Александрова и художника Вячеслава Окунева, сознательно сделанного немного в рутинерском стиле, самое ценное то, что подчеркнуто скрытое чувство юмора композитора. Солоха (Лариса Поминова) с Чертом (Антон Морозов) решили похитить месяц с морозного звездного неба, а кузнец Вакула (Ярамир Низамутдинов) в подтверждение любви к взбалмошной красавице Оксане (Александра Ляпич) готов достать царские черевички. Солисты, в основном обладающие запоминающимися голосами, поют не без огрехов. Быть может, потому, что играют абсолютно самозабвенно. При этом оркестр под дирижерской палочкой Максима Валькова звучит колоритно, стараясь не потерять баланса с певцами… Публика пребывала в гедонистическом восторге.