Чем обусловлены ограничения на поставку лекарств?
Семен Жаворонков: При производстве иммунобиологических препаратов - как для людей, так и для животных - используются штаммы микроорганизмов и вирусов, против которых эти препараты, собственно, и направлены. В Федеральном законе N 492 "О биологической безопасности в РФ" есть такое требование: депонировать (то есть передавать для регистрации, хранения и выдачи образцов) патогенные штаммы в государственной коллекции. Оно вступило в силу 30 декабря 2020 года. Но подзаконные акты, необходимые для его исполнения, были приняты только в 2021-2022 годах. И вступили они в силу с 1 июля.
9 сентября зарубежные производители вакцин получили уведомление Россельхознадзора, что, если применяемые ими патогенные штаммы не будут депонированы в РФ, могут быть введены ограничения на ввоз готовых лекарств. Через несколько дней импортеры ветпрепаратов получили через пункты пограничного ветеринарного контроля уведомления о том, что депонирование надо провести до 1 ноября.
Далее на ведомственном совещании зарубежным участникам рынка сообщили, что ни один производитель свои штаммы в госколлекциях не разместил. Насколько мне известно, с тех пор ситуация существенно не изменилась.
Не успели или не пытались? Все-таки с 1 июля прошло несколько месяцев.
Семен Жаворонков: Во-первых, все ждали разъяснений по нормативно-правовым актам, которые, как я упомянул, вступили в силу только 1 июля 2022 года. Иностранные компании строго относятся к соблюдению российского законодательства. И мы как ассоциация всегда выступаем за обоснованное и оправданное регулирование отрасли. Но на законодательном уровне не определено, в какой срок должны быть задепонированы штаммы.
Если читать ФЗ буквально, можно подумать, что депонирование следовало завершить уже к декабрю 2020 года. Подзаконные же акты касались скорее коллекционной деятельности, чем процедуры депонирования штаммов российскими или зарубежными производителями вакцин. В течение июля 2022 года мы получили пояснения и узнали, что - вопреки одному из подзаконных актов - компаниям, выпускающим вакцины за рубежом, не требуется получать лицензию на обращение со штаммами, подлежащими депонированию. Далее встал вопрос: что и где депонировать? В законе речь идет о патогенных штаммах. Но такие при производстве современных живых и инактивированных вакцин не применяются. Применяются только штаммы, которые лишены возможности свободно размножаться в теле животного и нацелены на то, чтобы препятствовать заражению либо снижать негативные его последствия. Если исходить из этой логики, депонированию они не подлежат.
В законе говорится о коллекциях штаммов патогенных микроорганизмов и вирусов. Их перечень должен быть утвержден правительством РФ, но официально его не публиковали. Теперь мы по рекомендации Россельхознадзора собираем его самостоятельно, в индивидуальном порядке общаясь с учреждениями, которые могут помочь нам произвести депонирование...
Во-вторых, установленного сейчас времени явно недостаточно. Если законодатель имеет в виду, что каждый производитель обязан депонировать все "свои" штаммы независимо от групп их патогенности (с учетом комбинированных российских и зарубежных вакцин) и от наличия аналогов в госколлекциях, то к 1 ноября должно быть размещено более одной тысячи штаммов. Сделать это невозможно технически. Образцы нужно доставить с предприятий в России либо с зарубежных производственных площадок (в последнем случае - не только довезти, но и провести через экспортный контроль, растаможить), а далее - на площадке депозитария проверить на соответствие. Весь процесс, по оценкам иностранных участников рынка, может занять от 18 до 36 месяцев - с учетом согласования со штаб-квартирами, разработки нормативных документов на каждый штамм для идентификации и контроля качества и получения необходимых разрешений на ввоз в РФ.
Насколько это чувствительно для рынка?
Семен Жаворонков: Из-за ситуации с депонированием будет парализован импорт до 600 наименований иммунобиологических ветпрепаратов. Это тот спектр лекарств, которые сегодня используются для вакцинации как продуктивного скота, так и мелких домашних животных. Импорт вакцин, в том числе не имеющих полных или частичных российских аналогов, обеспечивает до половины общей потребности внутреннего рынка. Запрет официальных поставок приведет к тому, что складские запасы быстро иссякнут. Это коснется подавляющего большинства организаций АПК, а также владельцев домашних питомцев.
Дефицит отдельных категорий вакцин и ветпрепаратов, по сути, уже существует. Он вызван ажиотажным спросом весны 2022 года и сбоями в логистике. Естественно, спрос как-то надо удовлетворять, и люди прибегают к незаконным схемам ввоза лекарств из-за пределов ЕАЭС.
По сообщению Россельхознадзора, практически по всем ветеринарным препаратам есть отечественные аналоги. Как для сельскохозяйственных животных, так и для домашних. К тому же импорт прекращать не планируется, речь идет о перерыве - до того как будут выполнены требования о депонировании.
Семен Жаворонков: Вакцинация против особо опасных болезней проводится при помощи препаратов отечественного производства. Экономические же болезни профилактируют при помощи средств местного и импортного происхождения. Эти болезни, как правило, не наносят непоправимого ущерба животным. Но с их отсутствием прямо связаны рентабельность и устойчивость хозяйств. В условиях рыночной экономики мало просто производить молоко и мясо - нужно делать это с меньшими, чем у конкурентов, затратами. Известно, что телята с вирусной диареей медленнее развиваются, а количество респираторных болезней, перенесенных ими в раннем возрасте, сказывается на будущих удоях. У свиней, если вовремя не предотвратить микоплазмоз, привес сокращается на три процента, а если к этому прибавится пастереллез, то потери в привесе на килограмм корма будут достигать 25 процентов. Экономика многих наших животноводческих комплексов обеспечивается именно препаратами зарубежного производства. Заменить их аналогами с меньшей эффективностью - значит потерять в рентабельности и конкурентоспособности.
По публикациям в СМИ и обсуждениям в соцсетях видно, как ветеринары активно ищут у коллег и перепродают остатки отдельных препаратов, заказывают их частным лицам. Контрабандой - без контроля со стороны таможенной службы и Россельхознадзора - ввозятся как подлинные препараты, не предназначенные для обращения на российском рынке (не имеющие маркировки на государственном языке), так и поддельные. При этом невозможно гарантировать правильного хранения и транспортировки лекарств, в том числе содержащих живые биологические агенты.
Можно ли оценить урон, который наносит бюджету такой нелегальный ввоз?
Семен Жаворонков: Мы проанализировали статистику внешних поставок иммунобиологических ветпрепаратов за 2019 и 2021 годы. В среднем в отношении этой группы препаратов ежемесячно оформляется 90 таможенных операций выпуска, что влечет за собой уплату сборов на сумму более 1,8 миллиона рублей. Всего же с учетом таможенных пошлин и поступлений по НДС импорт вакцин приносит государству до трех миллиардов рублей в год, что эквивалентно бюджету небольшого города. О потерях бюджета в случае ограничения импортных операций в отношении иммунобиологических препаратов зарубежного производства мы уже уведомили уполномоченные органы.
И что вы предлагаете делать?
Семен Жаворонков: Прежде всего - нормативно закрепить срок депонирования патогенных штаммов, установив достаточный временной промежуток. Предлагаем в качестве такой даты использовать 1 июля 2024 года. Мы рассчитали время, которое реально уйдет на подготовку нормативных документов для штаммов, согласование с производителями, подготовку штаммов и реагентов на заводах, получение разрешений на экспорт и на импорт в РФ, а также на сам ввоз - с учетом страховки, новых логистических и юридических сложностей.