Добрые слова от судей услышал житель Москвы, некий гражданин Н. Около года назад ему немного не повезло на МКАД. Его "Мерседес-Бенц Виано" в районе 94-го километра кольцевой столкнулся с другим "мерседесом". История умалчивает, как сложился диалог между двумя водителями, успели ли они вообще обмолвиться хоть двумя словами или просто столкнулись и разъехались. В любом случае гражданин Н. решил не продолжать вынужденное знакомство и покинул место происшествия. Однако ГАИ решила, что мужчина поступил опрометчиво. Надо было остаться и оформить аварию. Нижестоящие суды согласились с мнением дорожной инспекции и на год лишили автолюбителя водительских прав за оставление места ДТП.
В свою очередь, Второй кассационный суд, когда до него дошло дело, счел, что это полиция и суды первой-второй инстанций опрометчиво наказали человека. Потому что далеко не факт, что у него был повод задерживаться.
"В ходе производства по делу в районном суде Н. оспаривал свою виновность в совершении вменяемого административного правонарушения, последовательно заявлял, что поскольку вред причинен только его транспортному средству, у него отсутствовала обязанность оставаться на месте происшествия", - подчеркивает кассационный суд.
При этом, продолжает третья инстанция, материалами дела установлено причинение повреждений автомобилю "Мерседес-Бенц Виано", принадлежащего именно Н. Данных о каких-то вмятинах и царапинах другого авто в деле нет.
Поэтому решение о наказании было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение. Нижестоящие инстанции должны разобраться, действительно ли для другой машины встреча прошла незамеченной. В техническом смысле.
Закон обязывает человека за рулем оставаться на месте аварии до тех пор, пока не будут сделаны все юридические формальности: приедет ГАИ, составит протокол и т.п. В некоторых случаях водители могут оформить все самостоятельно. Если пострадало только имущество, а у водителей нет разногласий, они могут договориться и разъехаться.
Однако на практике часто возникает вопрос, что именно считать ДТП и когда водитель не обязан оставаться на месте для выполнения юридических формальностей.
Например, как не раз подтверждал Верховный суд России, если в результате происшествия пострадала только машина виновника, он вправе уехать. На практике были случаи, допустим, когда машина вылетела в кювет. Кювету ничего, а машина помята. Водитель не обязан вызывать ГАИ и оформлять свои отношения с кюветом. Уехать в такой ситуации - самостоятельно или на эвакуаторе - не нарушение.
В свое время Верховный суд России вернул водительские права женщине, которая ушла с места аварии из-за плохого здоровья. При этом сама машина осталась на месте происшествия, а женщина сообщила свой номер телефона другому участнику ДТП. В том случае суд счел, что она действовала в состоянии крайней необходимости. В другом деле остался с правами водитель троллейбуса, который не заметил, как задел припаркованную машину.
В отдельных ситуациях можно также недалеко отъехать от места аварии и остановиться. Так поступила однажды жительница Санкт-Петербурга Ш. , которая во дворе зацепила другую машину. И хотя женщина добросовестно дождалась ГАИ, инспекторы не оценили этого. По их мнению, то, что машина стояла в нескольких метрах от железной жертвы, было нарушением.
Однако в Верховном суде посмотрели на дело иначе. "То обстоятельство, что непосредственно после дорожно-транспортного происшествия Ш. отъехала от места наезда на незначительное расстояние, где ожидала приезда сотрудников полиции, не свидетельствует о наличии в ее действиях состава административного правонарушения", - сказано в решении Верховного суда России.
Зато нередко наказывают водителей, сбивших животных и попытавшихся исчезнуть. Причем не важно, были сбиты чьи-то домашние животные в городе или пострадал дикий зверь на лесной дороге. В этом случае надо вызвать ГАИ.