Модернизация Восточного полигона - это задача, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности, заявил вице-премьер Юрий Трутнев. По его словам, в 2022 году через Восточный полигон необходимо было перевезти 258 млн тонн грузов, мощностей для этого недостаточно. "Если денег - нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику", - отметил Трутнев.
По прогнозу главы минвостокразвития Алексея Чекункова, до конца года объем неперевезенных грузов составит 100 млн тонн, российская экономика недополучит 1,5-2 трлн рублей.
Ближе к земле
"Я продолжаю считать, что загрузка восточного направления преимущественно углем стратегически является не оптимальной для российской экономики. Она, в частности, сильно сдерживает сельское хозяйство. У нас открываются новые погранпереходы, тот же Забайкальский зерновой терминал", - рассказал Чекунков.
По мнению директора Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, доктора экономических наук, профессора Александра Латкина, сельское хозяйство - это одно из перспективных направлений, но в новых условиях Дальнему Востоку нечего предложить азиатскому рынку в больших объемах.
"У нас огромные сельхозугодья, и хотелось бы, чтобы мы выращивали урожай и поставляли нашу продукцию в соседний Китай. В этом году Китай нарастил производство сои - это примерно 11 млн тонн. И он не нуждается в нашей сое. А кроме сои сейчас нечего им брать у нас", - отметил Латкин.
Властям необходимо думать над новой стратегией развития Дальнего Востока, например, выращивать другую сельхозпродукцию, в которой будут заинтересованы в Азии. "Кроме сельского хозяйства есть еще перспективная продукция лесопромышленного комплекса, рыбопромышленного комплекса, торговли и связи. Перспектив у Дальнего Востока много", - добавил эксперт.
Глава минвостокразвития отмечает, бизнес заинтересован создавать новые предприятия и выпускать сельскохозяйственную продукцию как в Восточной Сибири, так и на Дальнем Востоке. "Но на сегодня эти инвестиции невыгодно делать, если нет возможности вывезти продукцию в тех объемах, в которых их можно вывезти", - рассказал Чекунков.
Сейчас на Дальнем Востоке уже реализуется 82 инвестиционных проекта в сельском хозяйстве, в экономику региона будет вложено 139,8 млрд рублей, будет создано более 11,5 тысячи новых рабочих мест, рассказали "Российской газете" в Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). "Предприниматели уже вложили в новые сельскохозяйственные предприятия 59,5 млрд рублей, работу получили более 6 тысяч человек", - отметили в корпорации.
После поездки на Дальний Восток премьер-министра Михаила Мишустина в августе минвостокразвития, минсельхоз и региональные дальневосточные власти определили перспективные для производства виды сельхозпродукции: мясо, мясопродукты, молоко, молокопродукты, овощи и семена основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции. Уже создан перечень из 78 инвестиционных проектов, которые будут ее производить. Это привлечет более 97 млрд рублей инвестиций, рассказали в КРДВ.
Сейчас минвостокразвития и минсельхоз прорабатывают возможности предоставления дополнительных мер поддержки сельхозтоваропроизводителям Дальнего Востока, так как произошло удорожание стоимости строительства, которое связано как климатическими особенностями, удаленностью от центральной части России, расстоянием между регионами ДФО, так и с высокой нагрузкой на железнодорожную инфраструктуру Восточного полигона.
В будущем ситуация с грузоперевозками должна улучшиться. Благодаря развитию Северного морского пути к 2030 году можно будет перевозить с запада на восток дополнительно 200 млн тонн грузов, а расширение Восточного полигона позволит увеличить грузопоток на более чем 250 млн тонн. Министр отметил, переориентация экономики "на менее углезависимые рельсы" необходима уже сейчас.
А что с углем?
Есть у этого вопроса и другая сторона. Развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в Сибири и на Дальнем Востоке задача, несомненно, важная. Но это дело не одного года и требует очень больших инвестиций, а эффект для экономики будет получен в будущем. Существуем же мы в настоящем времени. Для многих регионов, например Кузбасса, Хакасии, Тувы, Бурятии, в меньшей степени для Якутии, добыча угля - это одна из основ экономики.
Те регионы, которые ориентированы на добычу угля, не могут перестроиться на сельское хозяйство, считает исполнительный директор Департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артем Тузов. Часто предприятия по добыче угля здесь являются градообразующими. Другие виды экономической активности в регионах могут разбавить долю угля, но не могут его заменить, уточняет эксперт.
Например, в Хакасии, власти которой уже были вынуждены обратиться к Михаилу Мишустину по поводу почти двукратного снижения объемов угля, отправляемого на экспорт из-за проблем с его транспортировкой. На 2022 год РЖД согласовала Хакасии отгрузку в восточном направлении всего 8,6 млн тонн угля. Теперь ожидается, что экспорт не превысит 4,8 млн тонн. В регионе работает 9 угледобывающих предприятий, производящих около 30 млн тонн угля в год. На них и смежных производствах заняты более 17 тысяч человек. Всего по России в угольной и смежных отраслях работает около 650 тысяч человек.
Проблема обострилась из-за санкций Евросоюза, запрещающих импорт нашего угля (с августа этого года). Потоки угля, ранее отправляемые на запад, теперь вынуждены ехать на восток, поясняет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров. Естественно, инфраструктура РЖД испытывает повышенную нагрузку с этим потоком.
Хотя правительство регулирует тарифы на железнодорожные перевозки, выбор перевозимых грузов осуществляет РЖД, предпочитая работать с высокомаржинальными грузами, уточняет партнер практики инвестиционного консалтинга и оценки Группы "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" Юлия Белогорцева.
Низкая квота на перевозку угля по железной дороге ограничивает возможности для экспорта, сокращает выручку угольных компаний, приводит к увольнениям значительного числа работников, считает Белогорцева. По ее мнению, проблема могла быть решена, если бы РЖД перераспределила квоты на приоритетный вывоз угля между Хакасией и Бурятией за счет сокращения квоты на транспортировку 58 млн тонн, установленной для угольщиков Кузбасса. Тем более что Кузбасс, скорее всего, не сможет до конца года выбрать свою квоту из-за падения объемов добычи угля, которая за 9 месяцев 2022 года составила всего 162,5 млн тонн, что на 9,3% меньше показателей аналогичного периода прошлого года.
С другой стороны, падение добычи на Кузбассе во многом было связано с проблемами из-за санкций и прекращения экспорта наших товаров в Европу и США. К тому же и его объемы отгрузки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) сократились.
В начале года отменили правила недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре РЖД, поясняет Тузов. В результате пострадали угольщики из Кузбасса, Бурятии, Хакасии и Тувы, которые утратили приоритет на Восточном полигоне. При этом РЖД поднял тарифы на перевозку грузов. Вместо ПНД введены квоты для угольных регионов и система их распределения между компаниями Кузбасса. К углю, традиционно экспортируемому в Азию, добавился уголь, ранее шедший в ЕС. В итоге, по словам главы Кузбасса Сергея Цивилева, квота для Кузбасса меньше, чем в прошлом году, уточняет Тузов.
В результате сокращается именно экспорт угля, а это не только дополнительные доходы компаний, но и налоги. В той же Хакасии 51% доходов регионального бюджета составляли выплаты по налогу на прибыль, и больше всего их платили угольные компании. Кроме того, для второго после столицы по численности населения в республике города Черногорска угледобывающая компания "СУЭК-Хакасия" является градообразующим предприятием. О том, сколько прибыли приносит экспорт угля в этом году на фоне роста мировых цен на энергоресурсы, можно судить по словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, который сказал, что дисконты по российскому углю составляют 50-60%, но его экспорт все равно оказывается рентабельным.
Пик спроса на наш уголь в Азии пришелся на это лето. С сентября отгрузки стали падать, поскольку рынок насытился. Сейчас экспортные рекорды уже едва ли получится поставить. Но списывать уголь со счетов пока рано.
По мнению Белогорцевой, российский уголь в страны АТР поставляется с высоким дисконтом, который достигает 65-70% от цен по поставкам угля из Австралии. В перспективе следующих года-двух адаптация к работе в условиях санкций, решение логистических проблем несомненно снизит уровень дисконта и повысит рентабельность экспорта угля. Рынки стран АТР охотно покупают российский уголь, имеющий высокое качество. Поэтому, несмотря на ожидаемое в следующем году снижение деловой активности в регионе, экспорт в этом направлении будет оставаться приоритетным.
Но сейчас железнодорожная сеть РЖД загружена другими грузами, часто не связанными со спросом со стороны стран АТР, отмечает Тузов. Дать "зеленый свет" углю, разумеется, было бы можно, но это только ухудшило бы ситуацию с поставками грузов по другим приоритетным направлениям. Да и к грузам в сторону АТР добавилось в этом году много наименований, которые ранее шли в ЕС, поэтому наблюдается перегрузка восточных железнодорожных магистралей. К сожалению, сети РЖД не рассчитаны на обслуживание стремительно выросших объемов грузов, поясняет Тузов.
Что возят
РЖД фиксирует рост экспорта неугольных грузов в направлении портов Дальнего Востока, с начала года он составил 5,3%, в том числе черных металлов - на 12,8%, грузов в контейнерах - на 36,2%.
Как рассказали "Российской газете" в компании, из-за полной загрузки железной дороги в восточном направлении, приоритетность грузов регулируется отдельным документом - временными правилами определения очередности перевозок грузов, которые в марте приняло правление компании. Благодаря новым правилам более 700 компаний, часть из которых была на грани остановки из-за закрытия западных рынков сбыта, впервые получили возможность для вывоза своей продукции на Дальний Восток. Это позволило сохранить 300 тысяч рабочих мест, и, таким образом, непрямую социальную поддержку за счет сохранения занятости получили около 1 млн граждан (с учетом их семей).
"Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом устанавливаются Федеральной антимонопольной службой России. Их уровень зависит как от типа груза, так и от дальности его перевозки, типа тары, подвижного состава и ряда других параметров", - рассказали в РЖД.