30.10.2022 19:47
Культура

Андрей Максимов: Такое ощущение, что новые худруки как-то не собираются никого потрясать

Текст:  Андрей Максимов (писатель, телеведущий, режиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №246 (8894)
Театр затих. Нет, он вроде как есть. И премьеры как будто выходят. Но твердое ощущение театральной тишины и спокойствия. Никто не бегает с криками: "А это ты видел? А это?" Ровно, тихо, без потрясений.
Читать на сайте RG.RU

Такое ощущение, что новые худруки тоже как-то не собираются никого потрясать. Антон Яковлев, возглавивший Театр имени Гоголя, объявил свою вполне академичную программу будущих премьер, напоминающую репертуар крепкого провинциального театра: много классики плюс Григорий Горин. Что делает Дмитрий Астрахан в Школе современной пьесы - неясно. Зашел на сайт театра - ответа нет. Театры, заменившие худруков на худсоветы - Романа Виктюка, "Современник", - как-то тоже затихарились. Совсем уж, скажем мягко, занятная ситуация во МХАТе имени Горького. Театр жил невероятно активной жизнью, выпускал премьеру за премьерой. Старое руководство сняли, а новое не выпускает премьеры от слова... совсем.

В Театре Луны новый худрук Евгений Герасимов восстанавливает старый спектакль про Эдит Пиаф и объявляет кастинг на мюзикл.

Надо заметить, что мощно вступил в должность руководителя аж двух театров Сергей Газаров. Необычное прочтение Чехова на сцене Театра Сатиры я не видел, но много слышал, а по нынешним временам разговоры о спектакле - это уже успех. Принципиально важно, что Газаров усиливает труппу: Лавров, Мохов, Серов, Анкудинов, Чонишвили теперь выходят на сцену Театра Сатиры.

Такое ощущение, что новые худруки тоже как-то не собираются никого потрясать

В "доисторические времена" еще в мою программу "Ночной полет" пришел Олег Табаков (кстати, учитель Газарова), только что назначенный худруком МХАТа. На мой вопрос: "С чего будете начинать?" Олег Павлович ответил в том смысле, что главное для нового руководителя - это усиление труппы. Табаков хотел создать лучшую театральную труппу в стране, и преуспел в этом.

Печаль театральная не только в том, что мало чего есть, но еще и в том, что ничего не ждешь. Среди анонсированных проектов очень мало таких, которые действительно стоит ожидать. Я - не справочное бюро, много чего не знаю, конечно. Но жду три названия.

"Истории" - первый спектакль Егора Перегудова в должности худрука Театра Маяковского: звезды театра показывают фрагменты разных произведений. Интересно. Ждать осталось недолго: скоро любопытство будет удовлетворено.

Очень интересующий меня режиссер Андрей Гончаров ставит спектакль в МТЮЗе. И третье - "Бег" Александра Лазарева в "Ленкоме" Марка Захарова. Лазарев вырос на "Беге" Гончарова, в котором играли его знаменитые родители, и много лет мечтает выпустить свою версию. Лазарев - человек очень талантливый, что именно он выстрадал - очень интересно.

Мало, чтобы спектакль был хорош, нужно еще что-то. Скандал, например

Иногда складывается впечатление, что новые руководители театров - будь это худруки или директора - не знают, как ответить на знаменитый вопрос Андрея Лобанова: "Чем будем удивлять?" и идут себе по ровной дорожке.

На этом фоне, конечно, бросается в глаза "Шекспиргамлет", поставленный Евгением Марчелли в театре Моссовета. Я писал об этом спектакле в "Российской газете" - повторяться не стану, отмечу лишь, что спектакль яркий, своеобразный, на другие "Гамлеты" не похожий.

Спектаклю объявлена война, чтобы не употреблять слова "травля". Например, бесконечно пишут о каких-то полуголых женщинах, которые скачут по сцене. Ничего этого нет и в помине, есть замечательные, вполне себе целомудренные костюмы Анастасии Бугаевой. Она же создала очень лаконичную, блестящую сценографию. Как нет никакой пошлости и издевательства над Шекспиром. Есть свой режиссерский взгляд, который может нравиться, может - нет.

Апофеозом "войны" для меня явилось выступление одного журналиста, который долго, смачно, с удовольствием ругал спектакль и дважды сообщил публике, что Гамлета играет Александр Филиппенко. Из чего можно было легко сделать вывод: журналист спектакля не видел. Гамлета играет Кирилл Быркин, а Филиппенко исполняет роль Призрака, Гамлета-отца.

Я совершенно не собираюсь анализировать причины этой "войны", но как человек, знающий театр Моссовета изнутри, я вижу, что все это способствует созданию нервной обстановки. Мне кажется, что руководство культуры Москвы должно расставить все точки над всеми буквами и предоставить худруку возможность спокойно работать.

Факт остается фактом: Евгений Марчелли поставил спектакль, о котором сегодня говорят и спорят более всего. На него хорошо продаются билеты. И это все - элементы победы.

Когда начинают говорить о том или ином спектакле? Что для этого надо? Мало, чтобы спектакль был хорош, нужно еще что-то. Скандал, например. Или участие в постановке крупных звезд. Или... Наверное, есть еще что-то, что я не умею сформулировать.

Я издалека наблюдаю с интересом, как ведет свой корабль худрук театра "Модерн" Юрий Грымов. Не видел ни одного спектакля на сцене "Модерна", но понимаю: Грымов создает нечто уникальное. Например, у него в театре ни на кого не похожий репертуар. Есть и комедии, разумеется, но есть и очень мощные, очень серьезные названия: "Война и мир" или Мережковский.

Почему же так мало говорят о театре? Почему так мало театральных премий и номинаций? Не знаю. Иногда мне кажется, что критики не хотят что-то замечать, и все.

Театральное затишье вовсе не перед бурей. А перед очередным затишьем. Такая ситуация будет ближайшее время. Попробуем же поддерживать тех, кто старается работать ярко, и будем надеяться, что таких станет больше.

Андрей Максимов: Я бы определил жанр спектакля "Шекспиргамлет" по киношному жанру начала ХХ века - монтаж аттракционов
Театр