Этот импульс будет подпитываться более эффективным сдерживанием пандемии COVID-19, а также пакетом стимулирующих мер, постепенно вступающих в силу для активизации потребления, которое стало основным движущим фактором стабильного восстановления экономики.
Данные Национального бюро статистики (NBS) показывают, что расходы на потребление обеспечили 65,4 процента внутреннего экономического роста в прошлом году, что привело к увеличению ВВП на 5,3 процентных пункта.
Ян Хайпин, исследователь из Института ценных бумаг и фьючерсов Центрального финансово-экономического университета, отметил: "Чтобы стабилизировать экономику, Китаю необходимо активизировать усилия по увеличению потребления, экспорта и инвестиций, и ключом к этому является стимулирование потребления".
Ван Юнь, научный сотрудник Академии макроэкономических исследований, считает: "Потребление играет фундаментальную роль в экономическом развитии Китая и является основной движущей силой экономического роста". По ее словам, благодаря более эффективному сдерживанию пандемии и мерам поддержки, направленным на повышение потребления, потребительский рынок Китая постепенно восстанавливается после последствий COVID-19, а в долгосрочной перспективе сильная устойчивость и огромный потенциал потребления останутся без изменений.
Данные NBS показывают, что розничные продажи потребительских товаров в Китае, важный показатель уровня потребления в стране, выросли на 5,4 процента в годовом исчислении до 3,63 триллиона юаней (32,02 триллиона рублей) в августе. Ускорение зарегистрировано в июле с роста на 2,7 процента. Ван говорит, китайские покупатели присматриваются к высококачественным и разнообразным продуктам. Аналитик предположил, что для дальнейшего раскрытия потенциала потребительских расходов правительству следует увеличить субсидии на экологичную, энергосберегающую и экологически чистую бытовую технику и другую потребительскую электронику.
По данным NBS, за первые восемь месяцев этого года объем розничных продаж потребительских товаров в стране составил 28,26 триллиона юаней, увеличившись на 0,5 процента в годовом исчислении. Государственный совет, кабинет министров Китая, объявил о 33 мерах по стабилизации экономического роста, чтобы вернуть экономику в нормальное русло и удержать основные экономические показатели в надлежащем диапазоне. Эти меры включают увеличение продаж автомобилей, бытовой техники и других дорогостоящих товаров для дальнейшего раскрытия потребительского потенциала.
Мэн Вэй, пресс-секретарь Государственного комитета по делам развития и реформ, заявил на недавней пресс-конференции в Пекине, что страна планирует ввести новые политические меры для ускорения восстановления потребления.
В последнее время местные органы власти по всей стране ускорили меры по увеличению потребления. Например, власти провинции Гуандун призвали к усилению стимулирования продаж автомобилей, бытовой электроники и других промышленных товаров. Они также раздавали купоны, чтобы активизировать покупки.
Власти провинции Юньнань объявили о плане увеличения потребления и стабилизации роста на следующие два года. Они призвали к усилиям по развитию онлайн- и офлайн-потребления, поощрению цифровой и интеллектуальной трансформации традиционных торговых предприятий и превращению Куньмина, административного центра провинции, в международный центр потребления.
В условиях бума бесконтактной экономики во время пандемии китайские потребители все чаще переходят на онлайн-покупки. Торговый карнавал 18 июня этого года сыграл важную роль в восстановлении потребления и укреплении реального сектора экономики. Компания электронной коммерции JD, инициатор рекламного мероприятия, которое в этом году официально началось 31 мая, заявила, что объем ее транзакций по состоянию на 18 июня составил 379,3 миллиарда юаней, что на 10,3 процента больше, чем годом ранее (343,8 миллиарда юаней).
Лю Хуэй, директор Исследовательского института потребления и развития промышленности в JD, отметил, что, хотя пандемия повлияла на потребление, феерия электронной коммерции вдохнула сильную жизненную силу в национальный потребительский рынок и полностью высвободила неудовлетворенный покупательский спрос. "Китайские потребители благодаря рекламным акциям стали более рациональными и склонны выбирать качественные и новые продукты, а не товары по низкой цене", - сказал Лю.
Продажи автомобилей играют решающую роль в стимулировании потребления и стабилизации экономического роста. Являясь крупнейшим в мире автомобильным рынком, Китай представил ряд мер по активизации автомобильного обращения и увеличению потребления автомобилей, поскольку на отрасль сильно повлияло множество факторов.
Согласно уведомлению, опубликованному Министерством коммерции и 16 другими центральными правительственными ведомствами в июле, будут предприняты шаги для поддержки покупки и использования транспортных средств на новых источниках энергии или NEV, отмены необоснованных правил продажи подержанных автомобилей и поощрения замены старых автомобилей.
Чжао Пин, заместитель главы Академии при Китайском комитете содействия развитию международной торговли, считает: "Китай обладает значительным потребительским рынком с огромным потенциалом развития и устойчивостью". Она сказала, что потребительский рынок Китая, вероятно, станет свидетелем восстановления роста в этом году за счет увеличения доходов, продолжающегося восстановления производственных цепочек и цепочек поставок, а также ряда мер поддержки, направленных на увеличение расходов.