31.10.2022 06:11
В мире

Где появляется хорошая дорога, отступает бедность. Американский экс-дипломат Куинн выделил факторы, благодаря которым Китай избавил от крайней нужды 770 миллионов человек

Текст:  Чжао Хуаньсинь
Российская газета - Спецвыпуск: Китайский взгляд №246 (8894)
Всего два года потребовалось Всемирному банку и китайским властям, чтобы определить движущие силы в 40-летней борьбе с бедностью в Китае. А Кеннету Куинну, бывшему американскому дипломату и почетному президенту Фонда Всемирной продовольственной премии потребовались те же 40 лет, чтобы прийти к выводу, что именно строительство дорог проложило путь страны к процветанию.
Продажа проса поможет семье фермера жить в достатке. / Предоставлено China Daily
Читать на сайте RG.RU

В начале этого года глобальный кредитор, в состав которого входят 189 стран-членов, и Центр по изучению проблем развития при Госсовете КНР опубликовали совместный отчет "Четыре десятилетия сокращения бедности в Китае: движущие силы, взгляды на мир и путь вперед". В нем рассматривается прошлое, настоящее и будущее "исторически беспрецедентного" подвига по избавлению от бедности 800 миллионов человек.

Отчет стал результатом более чем двухлетних экспедиций по разным уголкам страны, в ходе которых исследователи заявили, что успех Китая обусловлен быстрым экономическим ростом и широкомасштабными экономическими преобразованиями, которые открыли возможности для бедных слоев населения и повысили их доходы. В докладе говорится, что успех страны также был основан на эффективном управлении, которое обеспечило реализацию как стратегии роста, так и целенаправленной политики по сокращению бедности.

Для доктора Кеннета Куинна из штата Айова (США) Китай стал настоящим открытием как страна, радикально преобразившаяся с 1978 года - в основном потому, что здесь практически ликвидирована нищета. В прошлом году Китай объявил об искоренении крайней бедности в соответствии с национальным порогом, вытащив из беспросветной нужды 770 миллионов человек: а это почти три четверти от бедного населения во всем мире.

Искоренение абсолютной бедности в самой густонаселенной стране мира спустя всего сорок с небольшим лет - это "поистине экстраординарное" достижение, считает доктор Куинн, бывший посол США в Камбодже, с 2000 года в течение 20 лет возглавлявший Фонд Всемирной продовольственной премии. "Самым важным ведущим элементом борьбы с бедностью в Китае было развитие сети дорог от фермы к рынку, которые повсеместно ремонтировались и перестраивались", - сообщил доктор. По словам Куинна, за 40 лет он много раз посещал Китай, чтобы понаблюдать за процессами сокращения бедности в стране и побеседовать с ключевыми участниками и лицами, принимающими стратегические решения.

В городах Китая было создано более 10 миллионов новых рабочих мест

По словам Куинна, во время своей первой поездки в Китай в октябре 1979 года в составе делегации губернаторов американских штатов он обнаружил повсеместную бедность. И вспомнил встречу с тогдашним китайским лидером Дэн Сяопином, который подчеркнул важность двух только что предпринятых Китаем шагов: новой политики "открытия миру" и установления дипломатических отношений с США. Куинн сообщил журналистам, что затем в октябре 1979 года у него была "замечательная возможность" много путешествовать по стране, в том числе съездить в Шанхай, провинцию Гуандун и город Гуйлинь в Гуанси-Чжуанском автономном районе, чтобы лично наблюдать за экономической ситуацией.

Ранее, в 1960-х годах, Куинн работал советником по развитию сельских районов в дельте Меконга, где и понял, что "там, где заканчивается хорошая дорога, начинаются нищета, голод и недоедание". В случае с Китаем именно там, где появлялась качественная дорога, бедность начала отступать. "Сравнение китайских карт автомобильных дорог 1980 года с современными картами демонстрирует четкую связь между модернизацией сельских дорог и сокращением бедности по всей стране", - сказал доктор Куинн.

Во-первых, модернизация всепогодных дорог (то есть дорог с твердым покрытием. - Ред.) стала средством, благодаря которому новые сельскохозяйственные технологии, улучшенное питание и расширенные возможности для получения образования стали доступны по всей стране, сообщил он.

Устойчивые государственные инвестиции в инфраструктуру, особенно в транспорт, стали катализатором интеграции внутреннего рынка Китая, предоставив малоимущим беспроблемный доступ к рынкам для продажи своей продукции и удовлетворения собственных потребительских нужд. Согласно совместному исследованию Всемирного банка и Госсовета Китая, это также позволило разделить с сельскими районами выгоду от развития Китая с опорой на экспорт и урбанизацию.

Насколько активно страна инвестировала в междугородние скоростные автомагистрали, можно судить хотя бы по тому факту, что общая протяженность скоростных автомагистралей ежегодно увеличивалась на 44 процента в год, и стартовав со 147 километров в 1988 году, превысила 25 тысяч километров в начале нынешнего столетия. В прошлому году, по данным Министерства транспорта, общая протяженность скоростных автомагистралей составила 169,1 тысячи километров.

Китай обнародовал меры поддержки индивидуального предпринимательства

Доктор Куинн считает, что другие факторы, способствующие быстрому выходу Китая из бедности, включают расширение возможностей для получения образования; масштабную интеграцию женщин в трудовой процесс; создание грамотной и бескорыстной административной структуры государственной службы, которая успешно реализует программы по всей стране.

Хорхе Чедиек, бывший посланник Генерального секретаря ООН по вопросам сотрудничества по линии Юг - Юг, сказал, что безусловно правильная политика Китая позволила направить ресурсы и возможности на тех, кого обычно труднее всего охватить в процессе развития. Он имел в виду заключительный этап борьбы с бедностью, когда примерно в 2012 году численность малоимущих в Китае упала ниже 10 процентов сельского населения, и меры социальной защиты начали играть особенно важную роль, чтобы на "последней миле" избавить от крайней нужды оставшихся слои бедняков.

Китай