Хотя еще в марте, признался премьер, под реальную угрозу была поставлена практически половина белорусского экспорта. Кроме того, были трудности с перевозкой и финансовыми операциями. А сейчас, пояснил он, в платежном балансе страны очевиден "чистый приток валюты, который, соответственно, не давит на курс, на золотовалютные резервы, на финансовую стабильность".
Комментируя итоги встречи с Александром Лукашенко, Головченко, которого цитирует БЕЛТА, обратил внимание, что президента интересовали, прежде всего, показатели эффективности экономики, финансовые результаты работы правительства. И они, по словам премьера, тоже внушают определенный оптимизм.
Во-первых, "совокупная рентабельность в экономике составляет порядка девяти процентов. Растет чистая прибыль предприятий, которая уже сегодня на десять процентов выше, чем показатели прошлого года".
Кроме того, снижается и долговая нагрузка на предприятия. "Потока средств предприятий оказалось достаточным, чтобы ускоренными темпами гасить задолженность по кредитам и займам", - пояснил текущую ситуацию глава исполнительной власти страны.
В то же время он не оставил без внимания и существующие проблемы, которые беспокоят президента и правительство. К их числу премьер относит инфляцию, с которой, по его словам, сталкиваются сегодня многие страны.
В этой связи Головченко обратил внимание, что большой резонанс вызвали принятые правительством по поручению президента меры по замораживанию цен. Только за 25 дней октября уже зафиксировано снижение индекса потребительских цен сразу на один процент. Он рассчитывает, что и в дальнейшем инфляция будет сокращаться.
Что же касается довольно жестких мер по ценовому регулированию, принятых кабинетом министров, то бизнесу и производителям, признался премьер, понадобилось некоторое время, чтобы вникнуть в изменения и перестроить свою работу.
Правительство, по его словам, регулярно мониторит ситуацию, в том числе и в регионах страны. И данные говорят о том, что "крупные субъекты (производство и торговля) уже полностью адаптировались и спокойно работают по новым правилам. Более мелкий сегмент медленнее входит в ситуацию", - сообщил Головченко.
Дело в том, убежден он, что это диктуется новизной ситуации. Многим трудно смириться, что больше не удается накручивать на товар по 100-200 процентов прибыли. А "реальный сектор экономики, в том числе частное производство, живет с рентабельностью 7-10 процентов, а 15 процентов воспринимает, как говорится, за счастье".