01.11.2022 18:14
Экономика

Аналитики оценили базовую продовольственную корзину населения

Текст:  Анастасия Камзолова
Исследовательский центр "Ромир" провел анализ ситуации на потребительском рынке и оценил стоимость базовой продовольственной корзины среднестатистического жителя России. В среднем по стране она составила 3823 рубля в месяц.
Читать на сайте RG.RU

Как сообщается на сайте центра "Ромир", специализирующегося на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях, анализом были охвачены 32 различные товарные группы. Были изучены цены на продукты питания в девяти крупных торговых сетях, представленных тремя разными форматами: магазины у дома, гипермаркеты и супермаркеты.

"Выбор данных форматов обусловлен тем фактом, что они являются ключевыми с точки зрения их доли в кошельке и позволяют покупателю сегодня закрыть все потребности продуктовой корзины, - объясняют авторы исследования. - При этом на рынке есть форматы, которые активно растут, однако их доля небольшая, и они закрывают только определенные узкие потребительские запросы".

Для расчета был составлен список товаров среднеценового сегмента, отвечающих требованиям Росстата о составе минимальной продуктовой потребительской корзины в 2022 году. Так, аналитики учитывали основные продукты питания, в частности хлеб и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты, бакалею, мясо и рыбу, молочные продукты, яйца и другие товары повседневного спроса. В случае отсутствия товара в какой-либо сети ему подыскивалась альтернатива - идентичный по весу, размеру упаковки и цене товар.

В разрезе географии картина по городам получилась такая: наиболее высокие цены на продукты по исследуемым торговым сетям были зафиксированы в Санкт-Петербурге, где средняя стоимость потребительской продуктовой корзины составила 4082 рубля. На втором месте оказались Химки (4067 рублей), на третьем - Москва (4047 рублей), на четвертом - Мытищи (4010 рублей) и на пятом - Уфа (3976 рублей).

В категории "магазины у дома" самой низкой стоимость продовольственной корзины оказалась в торговой сети "Пятерочка". По подсчетам аналитиков, ее средний ценник - 3315 рублей. В сети "Магнит" аналогичный набор товаров можно приобрести в среднем за 3568 рублей, в "Дикси" - за 3670 рублей. Самой дорогой сетью авторы исследования назвали "ВкусВилл", где средняя стоимость базового набора продуктов, по их подсчетам, составляет 5103 рубля.

"При этом внутри формата "магазины у дома" "Пятерочка" чаще всего предлагала самую выгодную корзину - в 13-ти из 18-ти городов ее стоимость оказывалась самой низкой: Архангельск, Астрахань, Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Красноярск, Москва, Мытищи, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Тюмень, Уфа, Челябинск", - уточняет "Ромир". В Казани, Краснодаре, Новосибирске и Перми самая выгодная корзина оказалась у сети магазинов "Магнит у Дома", в Химках - у магазинов "Дикси".

Также в рамках исследования была проведена оценка стоимости продуктов в супермаркетах и гипермаркетах. В данном формате торговли наиболее низкая цена отмечена в сетях "Магнит Гипермаркет" (3716 рублей) и "Лента" (3831 рублей). При этом, как подметили авторы отчета, "Лента" в большем количестве регионов предлагает наиболее выгодные варианты - в 7-ми из 18-ти обследованных городов набор продуктов в этой сети оказался самым дешевым. Ну а самой дорогой сетью признан Spar со средней стоимостью базового набора продуктов в 4095 рублей.

Аналитики провели и совокупную оценку по всем трем охваченным исследованием форматам в разрезе регионов. Здесь лидирующую позицию заняла "Пятерочка", предлагаемая которой продуктовая корзина оказались самой выгодной в 11-ти городах, включая Москву, Архангельск, Волгоград, Уфу, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург. Магазины "Магнита" в формате "у дома" оказались самыми выгодными в четырех городах: Казани, Краснодаре, Новосибирске и Перми. В Астрахани самой дешевой и, следовательно, наиболее выгодной для покупателя оказалась продовольственная корзина в сети гипермаркетов "Лента", в Тюмени - в сети "Магнит Гипер", в Химках - в сети "Дикси".

"Цена - это ключевой фактор выбора магазина для покупателя. Но важно, чтобы минимальная продовольственная корзина закрывала базовые потребности человека. Поэтому наряду с ценами покупателю очень важен ассортимент, который предлагает торговая сеть", - так прокомментировала результаты масштабного исследования директор бизнес-направления "М-Ромир" Ксения Пайзанская.

Товары и цены