В октябре, в частности, нового владельца обрел трансформаторный завод под Воронежем, принадлежавший немецкой корпорации Siemens. Чуть ранее американская Bunge объявила о продаже бизнеса по переработке масличных культур в России, включая комплекс в Каширском районе Воронежской области, Карену Ванецяну - контролирующему акционеру Exoil Group. В ее владении находится маслозавод в Липецкой области. А на Тамбовщине с правами на свиноводческий комплекс близ Рассказова рассталась датская Goodvalley. Предприятие продано местному производителю зерновых и зернобобовых культур.
Завод "дочки" канадской компании "МакКейн" (McCain Foods), являющейся крупнейшим в мире производителем замороженного картофеля фри и картофельных изделий, выкупил тульский предприниматель Василий Стародубцев. Символическая закладка камня на месте будущего строительства того самого комплекса в ОЭЗ "Узловая" состоялась в мае 2021 года. Перерабатывающий комплекс мощностью 100 тысяч тонн готовой продукции в год должен был стать первой российской производственной площадкой канадской компании. Инвесторы планировали вложить в проект порядка 12,7 миллиарда рублей и завершить строительство к концу 2022 года. Однако нынешним летом компания "Маккейн Фудс Рус" заявила о его прекращении, объяснив это сложностями, возникшими при реализации проекта из-за экономических санкций против России.
"В совокупности проблемы, связанные с цепочками поставок, финансированием, ограничениями на поездки и колебаниями валютных курсов, сделали продолжение строительства невозможным. Компания сожалеет о закрытии проекта и обязуется выполнить все обязательства по заключенным договорам", - говорилось в распространенном тогда же официальном обращении.
После приостановки строительства в течение нескольких месяцев правительство Тульской области вело поиск нового инвестора. И он нашелся. Сумма и подробности сделки не разглашаются. В информации облправительства говорится о покупке бизнеса без каких-либо особых условий. Также сообщается, что предприятие после запуска сохранит свой профиль по переработке картофеля и поставкам готовой продукции в общепит. К слову, у Василия Стародубцева есть предприятие похожего профиля, "Тульская картофельная компания", основной вид деятельности которой - производство готовых пищевых продуктов и блюд.
Продукцию компании Guardian Glass (США) заменит продукция российской компании LARTA GLASS. Еще в апреле 2022 года Guardian Glass объявила о реорганизации бизнеса и выходе из российских активов. Совместно с менеджментом компании в России была определена стратегия выхода, обеспечивающая безопасность сотрудников, продолжение работы и выполнение обязательств предприятий. В июле 2022 года пресс-служба одной из крупнейших строительных компаний России ГК ФСК сообщила о подписании президентом компании Владимиром Ворониным соглашения о покупке российских предприятий Guardian Glass.
Ситуация дает возможность повысить степень локализации производства и развивать смежные отрасли
"Мы заинтересованы в том, чтобы сохранить команду, лучшие практики и подходы, которыми владеет компания, а также продолжить инвестиционную программу. Благодаря опыту и разработкам компании Guardian в России мы получаем возможность применять высококачественные энергоэффективные решения в строительстве, которые создают комфорт для конечных потребителей и экономят энергоресурсы", - заявил тогда же Владимир Воронин.
В сентябре 2022 года новое направление бизнеса группы компаний ФСК было переименовано в LARTA GLASS.
В России компания LARTA GLASS являлется одним из крупнейших производителей листового стекла, стекла с покрытием и зеркал. Два ее завода входят в число самых современных предприятий по производству листового стекла, с номинальной мощностью выпуска продукции 750 тонн стекла в сутки на заводе в Рязани и 900 тонн стекла в сутки - в Ростовской области. Головной офис компании находится в Рязани. Как пояснила "РГ" генеральный директор LARTA GLASS Елена Рассудимова, предприятия компании продолжают выпуск высококачественной продукции, сохраняя и совершенствуя лучшие практики, применяя опыт, накопленный за время работы в составе международной компании.
"Все сотрудники предприятий продолжают работать на своих местах, также нам требуется дополнительный персонал по ряду направлений. В октябре мы представили нашим клентам новое портфолио нашей продукции" - сообщила Елена Рассудимова.
- В течение нескольких месяцев мы наблюдаем за тем, как международные компании передают российский сегмент бизнеса местному менеджменту, - отметила доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Г. В. Плеханова Анастасия Прикладова. - Среди наиболее крупных игроков можно отметить производственные предприятия Laurens Spethmann (чай Milford), Schneider Electric, TetraPak, консалтинговые компании Accenture, Deloitte, McKinsey & Company, рестораны быстрого питания McDonald.s. Совершение сделок MBO (management buyout) может рассматриваться как готовность иностранных компаний вернуться на российский рынок, в особенности когда соглашением предусмотрен опцион на обратный выкуп. Например, известно о наличии такого пункта в сделке по продаже сети ресторанов быстрого питания "Макдоналдс".
По ее мнению, подобные сделки могут упростить систему управления и скорость принятия решений в подразделениях компаний с высокой степенью централизации, где выстроена жесткая вертикальная иерархическая структура. В таких случаях локальные предприятия вынуждены согласовывать сколько-нибудь важные шаги как минимум с региональным офисом (например, при приеме новых сотрудников), а порой еще и с головным (скажем, при введении дополнительной штатной единицы).
Другой момент связан с обеспечением текущей деятельности в новых условиях.
- На производственные и бизнес-процессы оказывают влияние ограничительные меры в международной торговле и логистике, такие как запрет на экспорт товаров в РФ или отказ грузоперевозчиков от захода в российские морские порты. Например, передача российского сегмента бизнеса Schneider Electric является серьезным вызовом для местного менеджмента, поскольку около половины комплектующих для производства в нашей стране поставлялась французским концерном. Ситуация дает возможность повысить степень локализации производства, что будет способствовать развитию смежных отраслей в России. Но вероятно, что на первоначальном этапе поставщиков комплектующих будут искать в дружественных странах, - пояснила Прикладова.
В компаниях с высокой степенью локализации бизнеса в России (или в компаниях непроизводственной сферы) каких-то значимых изменений в связи со сменой собственника не ожидается. На фоне непростой ситуации в экономике это попросту нецелесообразно, подчеркнула эксперт:
- Исключением может быть ребрендинг, но лишь в том случае, когда договором между иностранными владельцами и российским менеджментом не предусмотрено использование торговой марки. Один из примеров - продажа компанией McDonald.s российского сегмента местному франчайзи, развивавшему эту сеть в Сибири. Новый владелец получил отлаженные цепочки поставок и бизнес-процессы, что позволило возобновить работу ресторанов без заметной разницы для потребителей. Похожим образом действовала консалтинговая компания Deloitte: российский сегмент бизнеса был продан местному менеджменту, который максимально сохранил команду, проекты и клиентскую базу.